Гали ишан ат-Тунтари

27 февраля 2012 года 10:57

Традиционно мусульманское духовенство представляло собой особую прослойку дореволюционного татарского общества, игравшую важную социальную роль в общественно-политической и культурной жизни народа. Муллы были не только служителями религии, пропагандистами праведности и учености, но и духовными лидерами своего народа, хранителями культуры и традиций татар, выполняя широкий круг обязанностей, как перед обществом, так и перед государством.

В качестве иллюстрации идеального татарского муллы представляем биографию одного из ярких руководителей мусульман­ской общины, мало изученного, указного муллы деревни Тунтар, известного суфийского шейха Гали ишан ат-Тунтари (полное имя мулла Гали бин Сайфулла бин Габдурашит бин Утеген бин Ярмухаммет бин Котлымухаммет бин Мухсин ат-Тунтари).

Он родился в 1794 году в деревне Тунтар Малмыжского уезда Казанской губернии (ныне Балтасинский р-н РТ) в семье муллы. Начальное религиозное образование получает в медресе своей родной деревни у ахуна Мухаммадрахима, у муллы Габдуллы бин Яхъяи, затем учится у муллы Тажутдина бин Габдурашида ал-Иштираки в деревне Сасна. Затем едет в Бухару где несколько лет учится у известного муллы Гатауллы бин Юсуфа бин Хади бин Амин ал-Бухари и других. Там же получает ижазат на воспитание муридов. Позднее, являясь помощником Сахибзада Миянфазыла Габдулькадыра, несколько раз посещает города Кандагар, Пешавар, Кабул, Лахор и Дели.

В 1829 году в возрасте 35 лет, получив глубокое образование, Гали ишанвозвращается на родину и становится имам-хатыбом и мударрисом своей деревни Тунтар, где в течение 45 лет руководит известным Тунтарским медресе и воспитывает много шакирдов и муридов. Слава о Гали ишане и его медресе была известна и в далеких уголках страны. К нему стремились многие религиозные деятели того времени. О нем Ш.Марджани писал «В нашей стране среди всех ишанов он был известен своей ученостью, известностью, праведностью и личным примером». Гали ишан также отличался умением врачевать. К нему на лечение приезжали с дальних краев.

В народе о его чудесах осталось множество легенд.  Например, однажды в деревню Тунтар с целью насильно крестить приходят миссионеры и вооруженные солдаты. К ним на встречу выходит Гали ишан, при виде его они встают как вкопанные, у солдат из рук выпадают оружия… Еще один пример:Гали ишан вместе с кучером, возвращаясь откуда-то, подъезжают к реке и видят, что мост смыло. Тогда он говорит кучеру: «Закрой глаза», когда кучер открыл глаза, к его большому удивлению они оказались уже на другой стороне реки. Таких чудес у него было много. Гали ишан умер в 1874 году, дожив до 80 лет и оставив после себя продолжателем духовного пути зятя Шамсутдина бин Рахматулла ат-Тунтари.  

Один из современников о нем упоминает так: «Гали хазрат сдал экзамен во времена муфтия Габдессаляма, в его указе было обозначено, что он является имамом-хатыйбом соборной (мечети) и обладает должностью старшего мухтасиба… Став имамом, он изменил порядки в медресе, не преподавал такие схоластические предметы, как мантыйк и калям, но преподавал такие науки, как тафсир, хадис и арабская литература. Содержал себя сам, садаку у махалли не брал, своими силами занимался земледелием, ремеслами. Многим приносил пользу своим ишанством. Но в отличие от других ишанов, имущества не копил. А все, что приходило (этим путем), раздавал бедным. В одном из его домов ежедневно кормили 20 бедных и обездоленных. Он завещал из остававшиеся у него 1000 рублей - 600 на хадж, остальные для раздачи милостыни. Очень любил коней, держал хороших лошадей, в основном ездил верхом. У него были хорошие скакуны, на которых он ездил только сам. Был хорошим наездником, я слышал, что он мог подхватывать с земли на скаку какую-нибудь вещь.

Все, что он делал, старался делать для пользы людей, независимо от национальности. Помогал, чем мог. Всегда отвечал на просьбы тех, кого постигло несчастье. Слышать об этом доводилось много. Любил повторять слова: «У религии две основы: исполнять приказы Аллаха и быть милосердными к Его творениям». К каждому он обращался с уважением, какого бы низкого уровня этот человек не был, просьбы детей так же исполнял сам. В то же время не любил, когда оказывали ему почет, вставая, тех, кто начинал вставать, усаживал обратно, руку целовать никому не давал. Обладал высокими моральными качествами, был смелым, проницательным, с широкими познаниями, был он среднего роста, пропорционально сложенный, с редкой бородой, с хорошим зрением, открытый, находчивый...

У него было много своих шакирдов, вместе с тем, к нему многие приезжали специально для получения у него знаний по тафсиру и хадисам. Уроки давал по памяти, а не по книге. Слова его были ясными, слова, как будто вставая в ряд, сразу размещались в душах, и поэтому записи его речей вполне можно было использовать как учебники. Очень внимательно относился к обучению, равно как и к воспитанию, и поэтому те, кто обучался у него, по сравнению с другими, были более высоконравственными  людьми».

Безусловно, Гали ишан ат-Тунтари являлся одним из авторитетных личностей своего времени. Он внес неоценимый вклад в развитие Ислама и учености.

Подготовил Рашид Маликов

Использована книга Зарипова Р.Ш. «Гали ишан, Ишми ишан һәм Түнтәр мәдрәсәсе” “Тунтэр мэдрэсэсенен кыскача тарихы”

www.e-umma.ru

 

Другие журналы

Исламский дизайн

19 декабря 2011 года 16:28

«Джамаат Таблиг» в Татарстане

19 декабря 2011 года 16:26
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей