Динар Садыков: «Халяль – это эталон качества»

06 февраля 2012 года 09:37

Ислам Спрос на халяль-продукцию постоянно растет. В Татарстане создан Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. Этот орган, который контролирует производство халяльной продукции на российских предприятиях, совместно с Республиканским сертификационным методическим центром «Тест-Татарстан» производит общероссийскую сертификацию данной продукции.

В июне данный комитет возглавил Динар Садыков. 23 июня президиум ДУМ РТ утвердил его в должности председателя. Также он возглавил филиал Центра по исследованиям и информации Исламской палаты ОИС.

В интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» Динар Садыков рассказал, как развивается халяль-индустрия в Республике Татарстан.

Динар Ильсурович, расскажите, пожалуйста, сколько предприятий контролирует в настоящий момент ваш комитет?

Д.С.: Количество предприятий, которые к нам обращаются, увеличивается каждую неделю. На сегодняшний день по Татарстану подконтрольных предприятий свыше 30. Так как наш комитет федерального значения, мы выдаем свидетельства и предприятиям в других регионах России – от Новосибирска, Томска, Омска до Ростова, Ставрополя, Калининграда и Перми. Это почти вся Россия, где мы также контролируем свыше 30 предприятий...

Есть заявки и от более далеких регионов, но пока мы не можем все охватить. Сложность заключается в том, что для этого необходимо увеличивать штат, вести работу со всеми экспертами. Такое количество предприятий – это «золотая середина», когда комитет может вести работу, не испытывая затруднений.

Комитет находится на самоокупаемости, он никем не финансируется. Он находится при Духовном управлении мусульман Татарстана. Поэтому увеличение количества предприятий требует дополнительных финансовых затрат.

В ближайшее время не планируете расширяться?

Д.С.: Конечно, планируем. Стоит отметить, что мы расширяемся каждую неделю. Как только к нам обращается предприятие, назначается дополнительный эксперт, который прикрепляется только к этой организации. При этом мы не отправляем эксперта в другие регионы из Татарстана, а находим его непосредственно в том регионе. Мы его проверяем, аттестуем. Кстати, в ближайшее время в течение месяца мы планируем организовать курсы по повышению квалификации наших экспертов. Халяль-индустрия настолько быстро развивается, что успевать за всем иногда бывает нереально. Поэтому так важно обмениваться опытом и повышать уровень знаний экспертов.

Расширение штата полностью зависит от количества предприятий, так как мы работаем с предприятиями не только в сфере контроля и выдачи сертификата. Комитет по стандарту «Халяль» также помогает им выйти на рынок, позиционировать себя с точки зрения ислама – этим занимается отдел по PR. Может случиться так, что тот или иной ход с точки зрения маркетинга будет считаться хорошим, а с точки зрения ислама – грубым нарушением. В нашей практике такие случаи бывали. Поэтому мы стараемся поддержать предприятия, которые к нам обратились, разнопланово.

Многих интересует вопрос: как проходит проверка и какова процедура выдачи сертификата?

Д.С.: Раньше, когда мы только создавались (а было это в 2005 году), мы агитировали предприятия. Никто не хотел выпускать халяль-продукцию. Тогда мы встречались с руководством организаций, разъясняли все... На сегодняшний день предприятия сами заинтересованы захватить этот сегмент рынка. Сейчас халяль-индустрия в России – развивающаяся отрасль, все больше и больше людей отдают предпочтение халяльной продукции.

С тем чтобы предприятиям было легче с нами сотрудничать, мы открыли свой сайт, печатаем буклеты с разъяснениями, где детально описывается процедура: как оформляется заявка, как оформляются документы. Скажу сразу: для нас очень важно, чтобы государство подтвердило безопасность производства, следование санитарным нормам и т.д. Поэтому мы работаем только с подтвердившими свой статус юрлицами. Только получив соответствующие документы, мы начинаем работать по вопросам соответствия мусульманским традициям. Конечно же, начинаем с состава. Предприятие определяет для себя, о какой продукции оно хочет заявить. То, что оно заявило 100 позиций, например, не означает, что получит их все. После получения заявки мы начинаем проверять, какие позиции проходят по составу для соответствия. Самый важный момент – откуда приходит сырье. Проверяем ароматизаторы, красители, загустители... Каких только добавок на сегодняшний день нет! Также проверяем яичный порошок, сою – все, что добавляется в состав, проходит проверку. Если этот компонент импортируется, возникает вопрос подтверждения генной модификации.

В законодательстве прописано, что если до 0,9 процента от общей массы определяется ГМО (генетически модифицированный организм), то можно писать, что ГМО не содержится. Мы же от лаборантов требуем, чтобы они писали точное количество. Если в продукции будет 0,1 процента ГМО от общей массы, мы с точки зрения религии этот продукт не принимаем. ГМО в наших продуктах отсутствует полностью.

Второй этап: мы выезжаем на предприятие и проверяем производственную цепочку. У технологов есть понятия «чистая» и «грязная» линии. У нас тоже есть схожие понятия. «Чистое» в этом случае означает, что нехаляльные компоненты при производстве не должны соприкасаться с халяльными. Выделяются отдельные места для халяльной продукции, отдельные ящики и многое другое. При этом нельзя забывать о человеческом факторе. Можно учесть все моменты, но человеческая ошибка может все испортить. Чтобы избежать этих ошибок, мы прикрепляем своего эксперта, который постоянно работает на этом предприятии. Зарплату при этом ему платит комитет, чтобы была объективность.

В течение какого времени с момента обращения предприятие может получить сертификат?

Д.С.: Раньше вся процедура занимала две недели. Сейчас у нас очередь. Есть предприятия, у которых процедура получения сертификата растягивается на месяц–полтора. Еще необходимо учитывать тот момент, что к нам обращаются из регионов России, с которыми работа ведется дольше, учитывая фактор удаленности.

На сколько выдается сертификат о халяльности продукции?

Д.С.: Такой сертификат выдается на 1 год.

Как-то в одном из казанских магазинов пришлось столкнуться с такой ситуацией: мусульманка, которая хотела купить халяль-колбасу, попросила отрезать половину. Оказалось, что продавец режет ее тем же ножом, которым ранее резала продукцию, которая не является халяльной. Комитет как-то проверяет после выдачи сертификата «судьбу» халяльности? Стоит добавить и то, что эти продукты лежат на одних прилавках...

Д.С.: На предприятии мы отслеживаем все: начинаем с сырья (откуда поступило, как было забито), затем проверяем производственную цепочку и доводим продукцию до склада. Здесь все контролируется, вплоть до перевозки. Нужно понимать, что места реализации – это отдельное юридическое лицо. К сожалению, на сегодняшний день у нас не выстроена работа с торговыми сетями. Для того чтобы мы могли контролировать магазины, нужно сотрудничать с ними, получить разрешение. Мы не можем на них повлиять. Хотя есть одна торговая сеть, которая сама обратилась к нам в комитет, и мы обучили их персонал. Проблема магазинов в том, что люди часто не понимают, что они продают. Они знают, что продается хорошо. И те, кто ищет коммерческую выгоду, будут стараться продать, во что бы то ни стало: есть или нет у них отдельный нож для резки халяльной и нехаляльной продукции.

Вернемся к вашему случаю. Если отрезать колбасу тем же ножом, ритуальная чистота нарушается, но продукт не нарушается. Это очень тонкий момент. Если человек знает, что продукт неправильно отрезан, он может чистым ножом отрезает кусок, к которому соприкасался «грязный» нож. Колбаса в целом не становится запретной.

Спрос на халяль-продукцию постоянно растет. Согласно информации, озвученной в СМИ, индустрия халяль-питания генерирует 2,1 триллиона долларов ежегодно.

Д.С.: Могу привести официальную статистику мая 2009 года: индустрия халяль по всему миру генерировала 2 триллиона долларов. Халяль-пища – около 700 миллиардов долларов от этой доли. 2,5 года прошло. Если смотреть по статистике, прирост в халяль-индустрии составляет около 30-35 процентов ежегодно. Существует разная статистика. Халяль-питание генерирует 1 триллион долларов ежегодно – об этом можно утверждать смело.

Стоит добавить, что халяль – это эталон качества. Халяльной продукции отдают предпочтение не только мусульмане, но и представители других религий.

Недавно в Казани был открыт филиал Центра по исследованиям и информации Исламской палаты ОИС. Что это дает татарстанским предприятиям?

Д.С.: Открытие филиала Центра по исследованиям и информации Исламской палаты ОИС – очень важное событие. Тем более он открылся не в Москве, а у нас в Казани.

Что это дает татарстанским предприятиям? До сегодняшнего дня ни одно предприятие не могло выйти на экспорт в мусульманские страны, так как у этих стран свои стандарты по халяль, а у нас – свои. Новый центр будет заниматься именно сертификацией производителей, что позволит предприятиям выходить на экспорт в другие страны. Таким образом, открытие Центра по исследованиям и информации Исламской палаты ОИС дает возможность нашим предприятиям заявляться на мировом рынке и зарабатывать больше.

Кстати, есть несколько предприятий, которые получили разрешение на экспорт и готовят продукцию на вывоз.

Алия ЗАМАЛЕЕВА

http://tatar-gazeta.ru/

 

Другие журналы

"Мы разные, но мы способны жить вместе..."

В Казани ислам и православие сделали еще один шаг навстречу друг другу. В Казанском федеральном...

24 ноября 2014 года 13:31

От СССР — к России, от атеизма — к религиозности

Муфтият Татарстана, озабоченный ростом разводов, поставил перед властями вопрос о формализации...

12 ноября 2014 года 10:22
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей