В гостях у редакции газеты «Умма» Рустам Шайхразиевич Шайхевалиев – казый Прикамского региона РТ, член Президиума ЦРО - ДУМ РТ, имам-хатыб и ректор медресе при мечети «Ак мечет» города Набережных Челнов.
- Доселе невероятная в исламском сообществе проблема, как болезнь, распространилась в умме. Разводы – это обычное дело, разрешенное, но нелюбимое в исламе. Но, как и везде, люди иногда не могут ужиться вместе из-за несхожести характеров, бытовых трудностей и тому подобного. Однако в традиционном татарском обществе никогда не было разводов из-за того, что муж или жена оказались в один прекрасный день «немусульманами», то есть «кафирами».
Традиция такфира (обвинения в неверии) пришла к нам недавно с распространением ваххабизма. Сам по себе ваххабизм кажется безобидным. Это течение не запрещено на территории РФ, да и определить кто ваххабит, а кто нет, было бы сложно. Однако результаты, которые мы видим (разрушение традиционной мусульманской семьи), говорят сами за себя о вреде ложного пути. Камнем преткновения в ваххабизме является выход человека из ислама, если он не совершает хотя бы одно обязательное действие, обозначенное в шариате. Что эта «деталь» несет мусульманским семьям?
Основной проблемой в современных семьях являются частые разводы. Один из супругов склоняется к ваххабитскому вероучению и обвиняет второго супруга в неверии. Некоторые супруги сомневаются – могут ли они быть в браке по шариату с человеком, с которым прожили 25-30 лет, не читающим намаз, хотя и признающим себя мусульманином. В ханафитском мазхабе, любой человек, который назвал себя мусульманином, признал истину ислама, произнося свидетельство, что нет божества, кроме Аллаха (Единого Бога), а Мухаммад (сгв) Его посланник к нам с законом жизни, является мусульманином. Вот это и предстоит разъяснять им.
С одной стороны, я понимаю этих людей, для которых ислам долгие годы был недоступен, и вдруг, границы открылись и к нам приехали учителя-арабы, которых на первых порах мы воспринимали не иначе, как пророков, такое было почтение. Никто тогда и подумать не мог, что 20 лет их миссионерской, по сути, деятельности принесут нам такие плоды. Незнающие люди, запуганные постоянными ссылками на пророка со стороны таких «учителей», начинают бояться. Чувства их искренние, но страх перед Всевышним им диктуют те люди, которые впоследствии с этим Священным именем разлучают супругов.
Вот один из примеров: 2-3 года тому назад ко мне обратился человек с просьбой о том, чтобы я разъяснил поведение его жены. Она, получив от кого-то начальные знания об исламе, «поняв», что ее муж не мусульманин, раз он не читает намаз, хотя и называет себя таковым, развелась с ним. А ведь у них было двое совместных детей, которые оказались вмиг в неполной семье. Другой вопиющий случай – муж был в длительной командировке, а по возвращении обнаружил, что его жена вышла замуж за другого, «настоящего мусульманина». В одном случае мне удалось уговорить семейную пару остаться вместе. Даже сохранение одной семьи для нас является успехом. Проблема семьи остается самой актуальной в наши дни.
Помимо разводов, старшее поколение часто жалуется на молодежь, которая очень неуважительно относится к ним и культурным традициям своего народа, считая, что старики несут изжившие ценности, которые к тому же противоречат «чистому исламу». Никому не известный шейх из Африки, дающий советы по интернету, стал авторитетнее всех ученых нашей страны.
Выход из подобной ситуации, которая сложилась по всей республике, вижу в совместном действии ДУМ РТ и государственных структур в деле по распространению традиционных для нашего региона мусульманских ценностей, сохранению культурного наследия предков и становлению мусульманского образования. Разъяснительная работа составляет важную часть работы имамов и казыев, которую, надеюсь, мы будем успешно продолжать вести.
Источник: www.e-umma.ru