Этничность на рынке одежды

05 января 2012 года 14:54

Этническую одежду в культуре этноса во втором десятилетии XXI века можно рассматривать как результат переосмысления традиционализма в ситуаци­ях прерывания эволюционной цепочки развития традиционной культуры этноса.

Рынок одежды сегодня - один из наиболее динамично развивающихся рынков в России. На долю иностранных поставщиков уже сегодня приходится около 80% всех продаж на этом рынке.

Специалисты модельного бизнеса обсуждают вопросы: «Нужна ли нам этниче­ская одежда при сегодняшнем богатстве выбора среди новых и от сезона к сезону все более модных изысков дизайнеров всего мира?»

В мире моды и дизайна появился лозунг «Национальная одежда должна быть со­временной, а современная - национальной». Этническую одежду дизайнеры и модель­еры разделяют на этнографический костюм, выполненный по всем стилевым прави­лам, и этнические мотивы (традиционная расцветка, особенности кроя и другие этни­ческие фрагменты). Обзор различных модных женских журналов свидетельствует о том, что очередной раз одним из модных трендов сезона 2011-2012 годов является этни­ческий стиль. Этнический стиль рассматривается ими не как имитация традиционной одежды, а как сплав из деталей, рисунков, способов кроя, методов декоративной отделки, ха­рактерных для одного или нескольких этносов.

Одно из направлений такого сплава — «стильная и оригинальная этническая одежда как сочетание восточной экзотики и европейского комфорта». Эта одежда ни­велирует социальный статус, национальность, возраст и пол, так как, по мнению ди­зайнеров одежды, они не являются важными.

Кроме того, этнический стиль рассматривают как «симптом глобализации, про­тив которого не будут выступать даже самые радикальные антиглобалисты». По мне­нию одних специалистов, потребители выбирают такую одежду потому, что она удоб­на и универсальна. По мнению других специалистов, основные причины популярно­сти этнического стиля в мире моды связаны с такими его характеристиками, как «сво­бода, многообразие, естественность, яркость».

Этнический стиль привлекает потребителей экзотичностью, самобытностью, разнообразием вариаций, возможностью создавать индивидуальный неповторимый образ.

Выделяют следующие популярные направления этники в 2011-2012 годах:

  1. Американский, африканский, индийский этнические стили в одежде;
  2. Традиции мусульманских стран в современной моде. Модными этническими хитами являются такие элементы традиционного мусульманского гардероба, как штаны-шаровары, шелковые головные платки, накидки из прозрачной ткани.

В молодежной среде выделяют следующие этно-направления: этномилитари, ультра-этно, этно hand made, rockabilly, гламурное этно.

В Интернете, на виртуальных страницах одного женского журнала, проводил­ся опрос. Респондентам, пользователям сети, задавался один вопрос с двумя вари­антами ответа: «Нравится ли вам одежда в этническом стиле?» Вариант «Да, отличный тренд для осени» выбрало 95,2% респондентов. Второй вариант - «Мне эта пе­строта глаза режет» - выбрала 4,8% респондентов.

ВКонтакте создана открытая группа «САХТИАН». Её руководитель - художник РТ и РФ, экс-директор Арской фабрики, ныне руководитель ООО «Сахтиан», фирмы по производству кожаных изделий по татарским национальным традициям. В группе 279 человек. Анализ сообщений участников форума свидетельствует о большом по­требительском интересе к ичигам, мужским повседневным чувякам. Основные поже­лания потребителей и клиентов магазина свидетельствуют о неудовлетворенном спро­се на национальную обувь.

Одна из тенденций рынка одежды - рост фирм по пошиву и продаже националь­ной одежды и её элементов; появление этномагазинов, в ассортименте которых есть этническая одежда. Ателье татарского костюма и мусульманской одежды «LuiZa». В ассортименте ателье, которое работает с 2001 года, татарские костюмы, костюмы и одежда для мусульман, татарские национальные головные уборы, татарская нацио­нальная обувь, VIP-подарки, сценическая одежда и костюмы для творческих коллек­тивов. На сайте размещены 3 публикации о мусульманской одежде, 49 публикаций в разделе «Из истории татарского костюма», в том числе таких ученых, как Суслова СВ., Валеев Ф.Т., Сатарова Л.И., Сафина Ф.Ш., Валеева-Сулейманова Г.Ф., Ша-рифуллина Ф.Л., Атнагулов И.Р. и другие. Посетителям сайта и ателье предоставле­на возможность познакомиться с книгой Р.Мухамедовой «Татарская народная одежда» и Ф.Гуловой «Татарская народная вышивка». Кроме того, есть подборка материалов об этнической одежде азербайджанцев, грузин, киргизов, коми-пермяков, кабардинцев, марийцев, русских, туркмен, удмуртов, узбеков, украинцев, чувашей и других наро­дов. Все они являются надежными источниками информации для клиентов и работни­ков ателье.

В виртуальном рыночном пространстве становит­ся больше информационных ресурсов о возможностях потребителей удовлетворить спрос на этнику. Один из таких ресурсов - Tat BRAND. В каталоге этого сайта есть та­кие позиции, как «татарская национальная одежда». В каталоге есть только один пред­мет национальной одежды: тюбетейка.

В августе 2011 года в агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан состоялось третье заседание конкурсной комиссии по защите бизнес-проектов по на­правлению «развитие народных художественных промыслов и ремёсел Республики Та­тарстан». Было представлено 85 проектов малого и среднего предпринимательства. 47 из них разработаны казанскими предпринимателями.

Как представлены этнические мотивы, этнические цитаты в структуре рыночно­го предложения местных производителей одежды, обуви и аксессуаров? Для этого бы­ли проанализированы сайты рыночных игроков, которые вошли в ТОП «100 лучших товаров Татарстана» в категории промышленные товары для населения. Рынок одеж­ды был представлен такими брендами-лидерами, как «Мелита» (мужское пальто), «Адонис» (костюм для мальчика школьного возраста), «Спартак» (полуботинки муж­ские).

Таким образом, на рынке одежды сегодня сформировался достаточно устойчи­вый спрос на этническую одежду. Этот спрос связан с удовлетворением таких по­требностей, как самовыражение, индивидуализм. Одна из сфер её применения - праздники как семейные, так и корпоративные. Благодаря тенденциям моды, этниче­ская одежда (этнические мотивы, этнические цитаты) становятся элементом повсе­дневности. Данный материал позволил сформулировать и некоторые исследователь­ские гипотезы, которые можно сформулировать через постановку вопросов: может ли этника быть одним из факторов, усиливающих рыночную позицию местных, регио­нальных брендов и стать одним из элементов их конкурентного позиционирования? Использование этнического стиля в одежде местными производителя в стратегиях по­зиционирования будет реставрацией или реанимацией этничности на рынке одежды и как это будет соотноситься с процессами модернизации экономики?

Надежда Васильевна Рычкова,

 доцент Казанского национального

исследовательского технологического

 университета, кандидат исторических наук.

В Интернете, на виртуальных страницах одного женского журнала, проводил

Источник: www.e-umma.ru

 

Другие журналы

"Мы разные, но мы способны жить вместе..."

В Казани ислам и православие сделали еще один шаг навстречу друг другу. В Казанском федеральном...

24 ноября 2014 года 13:31

От СССР — к России, от атеизма — к религиозности

Муфтият Татарстана, озабоченный ростом разводов, поставил перед властями вопрос о формализации...

12 ноября 2014 года 10:22
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей