string(55) "http://dumrt.ru/ru/articles/mm-islam/mm-islam_1363.html"
26.12.2011 16:51

Беседа с профессором кафедры менеджмента Энергоуниверситета, доктором философских наук Гульнарой Равильевной Балтановой.

Сегодня на фоне событий, которые происходят в мусульманских странах, особенно выражен интерес к исламоведению. Ведь во всех этих странах «арабская весна» привела к значительным изменениям во внутреннем устройстве страны и внешней политике государств. Исламский фактор в виде исламских партий и движений сыграл в этом свою определенную роль.

Однако западное исламоведение, равно как и российское, оказалось совершенно не готово, как с теоретической, так и с прикладной точки зрения к тому, чтобы правильно оценить, понять причины событий и сделать соответствующие прогнозы. Известно, что исламоведческих школ много и они существенно отличаются друг от друга по методам, исходным принципам, теоретическим принципам и так далее. Например, существует католическая, протестантская, марксистская, светская школы. Многое зависит и от университетов, где изучается исламоведение. На сегодняшний день одной из сильнейших школ является западная, основанная выходцами из восточных стран. Несмотря на такое разнообразие и богатую историю, сегодня ни одна из этих школ не может оценить ни размах, ни причины, ни направленность движений, вызванных в том числе и исламским фактором.

- Как Вы думаете, коснется ли подобное нашей страны, ведь ислам в России – вторая религия по численности адептов.

- На данный момент в нашей стране массовые движения подобного характера не возможны. Сама объективная тенденция говорит об этом. Люди помнят Кавказ и никто не хочет повторения подобного. Никто не хочет войны и решения проблем силовым методами. Поэтому на сегодняшний день вероятность возникновения серьезной политической исламской организации сводится к нулю.

- В чем проблема западного исламоведения?

- Ислам развивается волнообразно. Известно, что  исламское возрождение наблюдалось на Западе в 80-е годы. Тогда много говорили о концепции интеграции в западное сообщество. Закономерным развитием мусульманского общества тогда считались постепенная ассимиляция, секуляризация и интеграция его в западное. Но этого не произошло. Возрожденческие движения развивались. Потом возникла новая концепция – мультикультурализм, которая заключалась в отстранении от проблем мусульман, некой изоляции от западного общества, проживании мусульман отдельными анклавами, диаспорами, внутри которых они могли бы разделять общеевропейские ценности, но в то же время в духовном плане исповедовать свои. Но данная концепция так же осталась нереализованной и официально отодвинутой.

- А новые концепции предложены?

- Теоретически остается концепция интеграции. Однако, как выяснилось, она не работает. Предложения выдворять мусульман из страны и объявлять их людьми второго сорта неадекватны и бесперспективны. Остановить миграцию нельзя, как в западных странах, так и в России. Это естественный процесс, нам нужна рабочая сила. Общий кризис сегодня заставляет искать виновных в любой сфере. Можно обвинить во всем мусульман, власти, корпорации, всемирных заговорщиков. Естественно, что мигранты, в основном мусульмане, создают дополнительную социальную напряженность. Но это закономерно для всех стран. Глобализация неизбежна.

- Какие проблемы с исламом в России?

- Я считаю, что религиям в России, не только исламу, нужно повышать духовную составляющую в своем влиянии на массы. Однако пока сама страна не определит свой идеологический вектор, религиям так же будет сложно занять свою нишу. Некуда интегрироваться, не в рыночную же идеологию. По большому счету, на сегодняшний день религия в стране обозначается в виде общественных организаций, которые реализуют свои цели. Большого влияния на населения, духовного или политического,  они не оказывают.

В заключение, возвращаясь к западному исламоведению, хочу сказать, что не обвиняю западных исламоведов в том, что они оказались в коллапсе. Клубок событий только начинает раскручиваться. Любые точки зрения, высказывания имеют право на существование, но не есть истина. Однако, однозначно то, что ислам благодаря демографическому, экономическому факторам, изменению рынка труда становится одной из влиятельных сил. Безусловно, считаться с исламским фактором придется в любом случае и на Западе, и в России. А вот как считаться - это зависит от политики стран. В том, что это влияние будет возрастать, нет никакого сомнения.

Беседовала Гузель Максютова

Источник: www.e-umma.ru