Кризисные события в мусульманском мире как вызов экспертному сообществу

19 декабря 2011 года 16:22

Никто в России и в остальном мире среди ученых-востоковедов, занимавшихся десятилетиями Ближним и Средним Востоком, не смогли предсказать бурные события, произошедшие недавно и не менее драматично идущие в настоящий момент в этом стратегически важном для судеб всего человечества регионе. Для всех без исключения это было полной неожиданностью. Безусловно указанные кризисные события в мусульманском мире являются вызовом экспертному сообществу и, на мой взгляд, говорят о необходимости пересмотра подходов при проведении как фундаментальных, так и практических исследований.

Это подтверждают до сих пор идущие споры о том, что же послужило основной причиной "арабской весны". При этом высказываются самые различные точки зрения. Одни, одержимые конспирологическими теориями, видят в этих событиях исключительно «руку» Вашингтона либо Тегерана, использующих «успешно» оправдавшие себя технологии «цветных революций», другие списывают все на «нереализованность» огромной массы образованной молодежи в арабских странах, которая в условиях глобализации была больше не в состоянии выносить авторитарность и коррумпированность правящих режимов. Некоторые винят во всем фейсбук с твиттером, которые позволили сорганизоваться людям в огромные протестные массы и эффективно и успешно противостоять репрессивному аппарату диктаторов.

Все эти причины, вкупе со многими другими, безусловно, имели место в той или иной степени быть. Но они ли являлись основными глубинными посылами так называемого «арабского бунта»?

На мой взгляд, для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего попытаться абстрагироваться от привычного образа мыслей европейца и, грубо говоря, «влезть в шкуру» рядового «среднестатистического» араба. А затем попытаться оценить, что он собой представляет в плане своего мировоззрения, а не с точки зрения «материальной» составляющей (как известно во многих странах, где сейчас неспокойно, уровень жизни достаточно высок)? И в этом случае, какую бы «неспокойную» арабскую страну мы не взяли, на первое место выдвигается так называемый «исламский фактор».

Арабы мировоззренчески самоидентифицируют себя прежде всего как мусульмане. При этом следует отметить, что они, в отличие от многих других (не буду приводить примеры, чтобы ненароком не «принизить» какую-либо нацию), являются сильно приверженными устоям мусульманской религии. И это выражается не только и не столько в следовании ими столпам и обрядам своей религии, а прежде всего в мировосприятии. В силу сильной «исламской традиции» в арабских государствах большинство их населения от рядового гражданина до представителей элиты прекрасно осведомлены в религиозных вопросах и имеют четкое представление о том, что с точки зрения ислама приемлемо, а что является грубым нарушением его основ. И если подойти к событиям на Востоке с этого, на мой взгляд, основополагающего посыла, то многое в них перестает удивлять.

Взять, к примеру, такое арабское государство как Тунис, с которого все и началось. Да, были и экономические и социальные предпосылки для «взрыва» недовольства населения: безработица среди образованной молодежи, коррумпированность правящего клана президента Бен Али и т. д. В то же время экспертами мало уделяется внимания тому обстоятельству, что тунисские власти в своей безудержной политике секуляризации в угоду Западу покусились на базовые исламские ценности. Так, подвергались преследованию, в том числе уголовному, граждане этой страны, регулярно исполняющие обязательные предписания мусульманской религии. Это не могло не вызвать внутреннего протеста, пусть и не афишируемого, во всем тунисском обществе. И именно этот протест, по моему мнению, привел к массовой поддержке выступлений под лозунгами отставки президента Бена Али. В соответствии с установлениями Корана и Сунны, правоверные обязаны быть терпеливыми к власти правителя-мусульманина и с достоинством и смирением переносить все тяготы и невзгоды, уповая на волю Создателя. Но если президент мусульманской страны своим волевым решением запрещает следование основополагающим исламским канонам, то он, в соответствии с исламским вероучением, автоматически становится «неверным» и граждане не только могут, но и обязаны его свергнуть. И это осознание в умах большинства населения Туниса, а также других государств, таких как последовавший за ним Египет, присутствовало на протяжении десятилетий и в один удобный момент выплеснулось наружу.

Не все так просто и при рассмотрении причин, приведших к волнениям в Ливии. Если рассматривать действия лидера ливийской революции Муамара Каддафи с точки зрения соответствия религиозному закону мусульман Шариата, то также возникает немало обоснованных вопросов. Всем известна так называемая «Зеленая книга» этого политика, претендующая на роль путеводителя человечества по «третьему» пути цивилизационного развития. Но для любого «нормального» самого простого мусульманина, даже не обязательно религиозного ученого, абсолютно ясно, что основным «исламским путеводителем» может быть только Священный Коран и ничего больше. А что говорить об «обоснованных» запретах Муамаром Каддафи полигамии в стране, где фактически все осведомлены о ее дозволенности с точки зрения Шариата, о чем нет сомнения в положениях всех мусульманских богословских школ? Примеры такого рода несоответствий исламским нормам действий этого харизматического правителя можно продолжать и дальше. Вкупе они на протяжении десятилетий его правления формировали в сознании части населения Ливии посыл о «нелегитимности» его «народной» деспотической власти и создавали предпосылки для возникновения протестных акций.

А теперь хотелось бы, что называется, «по горячим следам» перейти к постсоветскому пространству, где, на мой взгляд, между развитием ситуации в некоторых странах Центральной Азии и событиями на арабском Востоке можно провести прямые параллели. В частности, аналогичные ближне- и средневосточным подспудные внутренние предпосылки для возникновения протестной напряженности и «революций» имеются во всех государствах ЦАР. В частности, в наличии, помимо всех прочих, постоянно озвучиваемых всеми экспертами, в ряде центрально-азиатских стран такая же высокая, как и в «Арабстане», религиозность населения и явные перегибы в политике властей по отношению к верующим. По моему мнению, совсем недавно с принятием небезызвестного Закона о религии, в перспективе, в такую же "группу риска" попал и Казахстан.

Пока, как это ни парадоксально, в этом плане более благополучна Киргизия, несмотря на постоянные всплески нестабильности. В то же время, невысокая религиозность основной массы киргизов не является долговременной панацеей от возникновения «бунта». На мой взгляд, исламский фактор в Киргизии неявно, но на подсознательном уровне основного этноса также может сыграть немаловажную роль и выразиться, как и в предыдущем случае, связанном со свержением власти президента К.Бакиева, в сильном неприятии несправедливости со стороны коррумпированных и к тому же абсолютно «безбожных» властей (в частности, ни для кого в Киргизии не секрет, и об этом публично заявила сама Роза Отумбаева, что она по вероисповеданию агностик (т.е. атеист).

Вышеобозначенные моменты наводят на мысль о том, почему политологическая наука оказалась бессильной не только предсказать бурные события в мире, но и не может прийти к консенсусу относительно их основной причины. На мой взгляд, это связано с ее оторванностью от практики, которая происходит в результате того, что экспертные оценки и прогнозы даются людьми большей частью европейцами-немусульманами, людьми светскими, которые, несмотря на их неангажированность, все же далеки и не способны оценить суммарный вектор настроений мусульманских этносов, населяющих не только Большой Ближний Восток, но и другие исламские "анклавы", в том числе и постсоветские.

Для того чтобы избежать искаженного представления и быть способным правильно оценить и предсказать ход событий в исламском мире, на мой взгляд, необходимо шире привлекать в экспертное сообщество не просто этнических мусульман, которые могут быть так же как и европейцы очень далеки от реальных трендов в сознании большинства населения того или иного исламского региона, а именно практикующих мусульман, в том числе так называемых алимов, ученых, а также мусульманских формальных и особенно неформальных лидеров.

В настоящее время не только в постсоветских государствах, но и во всем мире сложилась ситуация, когда этот пласт специалистов, знающих ислам не понаслышке, а изнутри, напрочь вычеркнут из экспертного сообщества под предлогом его якобы "ангажированности", а соответственно и необъективности в подходах и оценках.

Данный, по моему мнению, ошибочный подход требует корректировки и этот посыл следует планомерно и целенаправленно доводить до широких слоев общественности и в особенности до власть предержащих.

Духовные управления мусульман постсоветских государств, в том числе и российские, которые обладают солидным интеллектуальным потенциалом (среди мусульманского духовенства немало "остепененных" представителей), на мой взгляд могли бы активнее взаимодействовать и использовать политологические центры, к числу которых я могу нескромно присовокупить и Институт стран СНГ, в качестве площадок для доведения своих объективных оценок в отношении событий в мировой мусульманской умме.

Исходя из изложенного, полагаю, что назрела необходимость создания Ассоциации мусульманских экспертов (по аналогии с уже активно действующей Ассоциацией православных экспертов), которая могла бы стать тем самым "рупором", с целью большей объективности дополняющим экспертные оценки "светских" политологов по многим животрепещущим проблемам современности.

Ильдар Фаатович Сафаргалеев

 Заместитель директора Института стран СНГ

 по вопросам региональной безопасности и военному сотрудничеству.

 

Тезисы выступления  на научно-практическом семинаре "Актуальные проблемы организации и проведения фундаментальных и прикладных исследований в области политических наук".

Источник: www.e-umma.ru

 

Другие журналы

НАДЕЖНЫЙ КРОВ ИЗ НЕБОСВОДА

16 октября 2011 года 14:32

Интерактивный Коран

16 октября 2011 года 14:29

Пиратский Коран

16 октября 2011 года 14:26
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей