Формирование религиозной идентичности является едва ли не самой главной задачей мусульманского образования в России. Оказалось, что на маргинализированную и находящуюся в глубоком упадке систему образования можно воздействовать и активно использовать для политической борьбы, в том числе борьбы наступательной, выходящей за рамки как российских конституционных, так и шариатских норм. Для того чтобы это стало возможным, следовало внедрить в российское поликонфессиональное общество новые, разделяющие его идеологемы и навязать новые образы, которые бы заменили российскому мусульманину представления о духовности, родной земле, родном языке.
Многие исследователи отмечают факт вмешательства отдельных ближневосточных государств на формирование у мусульманской общественности негативного отношения к российской государственности, ее системе управления и конституционному строю, разрушения лояльности России со стороны ее нерусских народов.
Несмотря на то, что именно Конституция РФ предоставляет возможность практически любой исламской идеологии (наравне с иными) пропагандировать свою систему ценностей и политические установки, до тех пор, пока они не признаются согласно законодательству в судебном порядке экстремистскими и террористическими, именно конституционный строй и само государственное устройство страны подвергается этими группами особой критике в учреждаемых на территории страны или за ее пределами подконтрольных им средствах массовой информации.
Отметим также, что это отчасти происходит потому, что государство не обнаруживает перед своими ближневосточными контрагентами системы собственных национальных интересов, а ведет свою ближневосточную внешнеполитическую линию, используя страны региона в контексте своего основного диалога с Западом и, прежде всего, с США и в зависимости от них.
В свою очередь, доминирующие в указанном регионе государства – КСА, Кувейт, Египет, Иран, Турция вынуждены строить свою политическую линию в отношении с РФ на тех же основаниях, идя в фарватере интересов Великобритании и США. Главная их цель: сдерживание экономического развития России в области энергоресурсов и возможности соединения ее ресурсного потенциала с потенциалом нефтяных стран СНГ и Ближнего Востока.
Отсюда и актуализированная потребность стравливания центральноазиатских и ближневосточных стран с Россией. Поскольку во всех этих странах абсолютное большинство населения является мусульманским, то и главный пропагандистский удар приходится на Ислам.
Эти страны используются как плацдарм для разрушения традиционной российской уммы, лояльной государству. При этом информационным атакам подвергаются не только институты (прежде всего силовые службы или иные госорганы, определяющие внутриполитическую тактику и стратегию государственности), но и отдельные личности.
В результате исламистская критика политики РФ оказывается в естественном согласовании с западной либералистской критикой, что и выражается в поддержке с одной стороны ближневосточными, а с другой западными государствами различных антироссийских проектов информационной, экономической, политической направленности. В согласовании с ними действует и экстремистское подполье, применяя свои методы, когда информационных каналов воздействия на политических decision-makers становится недостаточно.
Можно выделить следующие основные идеологемы антироссийской пропаганды.
Россия – кяфирское государство в клубе нефтяных мусульманских государств, население которого нужно обратить в ислам или уничтожить; нефть принадлежит мусульманам, это Божий дар, который Всевышним предназначен для мусульман («сакрализация энергоносителей»). Следовательно, мусульмане должны отнять свое у кяфиров – христиан и иудеев. И никого в данном случае не волнует тот факт, что Священный Коран называет и тех, и других «людьми книги».
Россия исторически является страной-угнетателем мусульманских народов;
Россия – государство-завоеватель, а русский народ – кяфиры, захватившие земли мусульман, которые традиционно являются главными и исконными насельниками ныне занимаемых русскими территорий; русские – оккупанты и должны быть вытеснены с оккупированных территорий.
Лояльные государству мусульмане – традиционные мусульмане – либо лицемеры (муфтии, общественные деятели, политики), либо маргиналы (суфийский ислам), либо язычники (например, сибирские татары). С точки зрения ваххабистской идеологии, их надо учить истинному исламу или уничтожать. Муфтиев, стоящих на позициях «языческого» ислама подвергать регулярной диффамации самого грязного толка.
Россия – бывшее колониальное государство, а русские – народ-колонизатор. Колониализм и колониалисты должны быть уничтожены.
Низкая бытовая культура русского большинства растлевает высокие идеалы мусульманской культуры (русские девушки – проститутки, мужчины - алкоголики). Таким образом, налицо попытка сформировать чувство вины у большого количества людей по поводу собственной национальной принадлежности и религии. Именно так вербуются неофиты. То есть сначала русским внушают чувство вины и неполноценности, а потом заманивают в ловушку политического ислама. У русского менталитета, открытого чувству справедливости, нет «национальной» сплоченности и, как следствие, нет противоядия против такой пропаганды. Не удивительно, что именно гробы с телами русских, принявших ислам, привозят из афгано-пакистанской зоны. Русские своей кровью «искупают» навязанное им чувство вины и неполноценности.
Культурная истернизация традиционных мусульман. Для этого нужно сформировать новую устойчивую ментальность, разрушить чувство Родины и на ее месте создать чувство иной Родины (визуально сменив березку на пальму, снег – на песок, бескрайний простор центральной полосы России - бескрайней полосой пустыни, романтизируя второе и деромантизируя первое). «Национальные» образы подменяются «интегративными», то есть общими для мирового мусульманства.
В регионах, где истернизация не может иметь успеха по причине сильных национальных межличностных связей (Чечня, Дагестан, касимовские татары) нужно использовать инструменты архаизации этих обществ, подчеркивая их самость, особость, укреплять националистические настроения, использовать традиционные сетевые социальные структуры (вирд, тейп, род), создавая с опорой на них квази-традиционные социальные сети, что способствует полному уничтожению традиции и ее неспособности сопротивляться нововведениям и формируемому в социальных интернет-сетях квази-родству. Формировать чувство острой социальной неудовлетворенности у российских мусульман, вдохновлять их на формирование политической оппозиции, для чего необходимо привлекать молодежь и активно формировать молодежные джамааты и создавать из них боеспособные сетевые структуры, способные к координируемым действиям. К примеру, в своих выступлениях и статьях Ренат Мухаметов, Руслан Курбанов и Дамир Хайретдинов, а также поддерживающие их исламствующие политики и функционеры СМР Дамир Мухетдинов и Абдул-Вахид Медведев-Ниязов именуют этот процесс «уммостроительством».
Россия – агрессивная держава. Она всегда начинала войны первая, уничтожая и подчиняя своих малочисленных соседей, отнимая их земли и ассимилируя их культурно, подвергая их геноциду (спиливание минаретов и водружение на них крестов и прочие призывы из арсенала муфтия ДУМ АЧР Н.Аширова). Так, можно сослаться на многочисленные псевдоисторические исследования Д.Хайретдинова, которые подводят базу под богословское оправдание агрессивного джихада против русских оккупантов, захвативших земли тюрок-мусульман. И никого в России не настораживает тот факт, что подобные высказывания приводят к разрыву ранее вполне устойчивых связей между православным и мусульманским духовенством. Примером такого разрыва может служить разрыв отношений между ДУМ НО и Нижегородской епархией. Не смущает никого также факт того, что авторы, продвигающие подобные идеологемы являются сегодня главным редактором и авторами официального органа Совета муфтиев России «Ислам Минбаре».
Согласно этим идеологемам, проводится не только пропаганда, но осуществляются действия самого разного порядка, сопровождающиеся созданием официальных и неофициальных организаций через которые эта деятельность и осуществляется.
Эти силы выступают единым фронтом, выполняя главную задачу сдерживания поступательного развития национальной экономики и уничтожая всякую возможность полноправного диалога с Востоком без западного посредничества.
Галина Хизриева
По материалам научно-практического семинара «Религиозное образование как элемент формирования духовности современной молодежи»
Источник: газета "Умма"