string(55) "http://dumrt.ru/ru/articles/mm-islam/mm-islam_1386.html"
05.11.2011 00:00

Анализ, проведенный в Центре демографии и экологии человека (ЦДЭЧ) Института народнохозяйственного прогнозирования РАН показал, что тенденции к сокращению населения России имеют долговременный характер. Как и в других экономически развитых странах, рождаемость в ней на протяжении большей части ХХI столетия, по всей видимости, не превысит уровня, необходимого для расширенного воспроизводства. По среднему, наиболее вероятному прогнозу естественного движения населения, число жителей в России снизится к 2025 году до 125 млн., к 2050 году - до 98 млн., а к 2100 году  – до 64 млн. человек. Как и в большинстве других расчетов на перспективу, демографами ЦДЭЧ намечены низкий и высокий варианты, исходящие из разной оценки будущих коэффициентов рождаемости (показатели смертности рассчитываются в одном варианте). Согласно высокому варианту, число жителей в России будет монотонно сокращаться до 130 млн. к 2100 году, а низкому – до 20 млн. человек.

В целом сходные результаты получены Отделом народонаселения ООН. В 2050 году российское население по среднему варианту ООН должно составить 108 млн., по высокому – 130 , а по низкому – 89 млн. человек.

В обоих случаях речь идет о воспроизводстве населения без учета миграции. Приток населения из-за рубежа способен в принципе изменить ситуацию. В ЦДЭЧ были произведены расчеты сценария стабилизации численности населения России на отметке 144 млн. человек (принятой для 2000 года). Они показали, что для сохранения численности на неизменном уровне необходимо, чтобы миграция составляла в среднем в год 879 тысяч человек в период с 2000-2024 гг. и 1 222000 -  в течение 2025-2049 гг. Иными словами, необходимо, чтобы она в сумме дала приток в 22 млн. человек за первую четверть ХХI века и 30 млн. - за вторую. При этом авторы прогноза полагают режим воспроизводства одинаковым для коренных жителей и мигрантов, что представляется не слишком реалистичным. Более логично было бы предположить более высокую рождаемость у прибывающего населения. Но и без учета этого обстоятельства при миграции, способной стабилизировать численность населения, около половины россиян уже в середине столетия окажутся  мигрантами и их потомками.

Следует согласиться с авторами этих прогнозных расчетов, что стабилизационный сценарий вряд ли намечает благоприятную перспективу. Не решая вопросы, связанные с ускоренным экономическим развитием, он создает массу социальных проблем. Вместе с тем, без умеренной иммиграции России тоже не обойтись. Она оправдана в силу сложившихся социально-экономических условий. Однако иммиграция до последнего времени служила по большей части каналом пополнения числа временных и нелегальных жителей страны. При этом она состояла в основном из мусульман - выходцев из Средней Азии и Кавказа.

Что касается постоянной миграции, то она была относительно невелика. Ведущие отечественные демографы отмечают направленный по существу против въезда населения на легальной и постоянной основе курс государственный политики РФ на протяжении почти всех лет ее существования, особенно с середины 90-х годов прошлого века. C середины нынешнего десятилетия в политике появились новые моменты, которые могут создать условия более благоприятные для приезда в страну и оседания там нового населения.

Расчеты на перспективу роста численности и удельного веса мусульман - постоянных жителей России приведены в таблице. Из нее следует, что каких-то драматических изменений в конфессионально-этническом составе населения не должно произойти при сохранении тех темпов увеличения численности мусульман, которые характеризовали период 1990-х и начало 2000-х годов. Но вместе с временно находящимися в РФ мусульманами общее их число уже в недалекой перспективе может приблизиться к 30 млн. человек.

Мусульманское население России

(оценки на перспективу, млн. человек)

Годы

Население средний вариант  А*

Население

высокий

вариант  Б*

Мусульмане

постоянные

жители **

Процент мусульман

вариант А

Процент

мусульман вариант Б

 

1990

 

147.7

147.7

12.0

8.1

8.1

 

Годы

147.4 (145.6)

147.4

14.1

9.6 (9.7)

9.6

 

2005

 

144.0

144.0

15.2

10.6

10.6

 

 

2015

136.5

140.0

17.8

13.0

12.7

 

 

2025

128.2 (125)

135.6

20.9

16.3 (16.7)

15.4

 

 

2050

107.8 (98)

130.0

31.1

28.9 (31.7)

23.9

             

 

Примечания * расчеты ООН, в скобках ЦДЭЧ

                       ** при неизменном приросте на 1.6 % в год;  наблюдался в период между переписями 1989 и 2002 гг.

Источники: Демографическая модернизация, с. 441, 503; World Population Prospects...

Усиление процессов иммиграции (на постоянной и временной основе) способно превратиться в существенный аспект не только внутренней, но и внешней политики России. Оно может отразиться на ее отношениях с ближним мусульманским зарубежьем. Потребуется, видимо, немалое политическое искусство, чтобы справиться с проблемами, вытекающими из комплекса явлений, за которым стоят тенденции к росту доли и массы  мусульманского населения России и неизбежному, в том или ином объеме, расширению слоя приезжающих в страну мусульман.

 

В.Я.Белокреницкий

По материалам научной статьи «Россия и исламский мир:

динамика изменений демографического и политического потенциалов».

Институт востоковедения Российской академии наук

Источник: www.e-umma.ru