Личная эффективность

27 сентября 2011 года 22:21

Беседа с Ленаром Шагиевым, предпринимателем и специалистом в области развития личной эффективности.

Как аскеза влияет на внутренний мир человека и способность восприятия внешнего? Что об этом говорится в мировых религиях. На каких примерах мы можем рассмотреть данный вопрос?

- Ленар, каким образом можно понять внешний мир, углубляясь в себя?

- Живя в большом городе, мы погружены в повседневную суету, все время спешим ради достижения сиюминутных целей. И не даем себе шанса, а часто и просто боимся остановиться на мгновение и подумать о смысле своей жизни, о том, что  для нас действительно важно, и вечных ценностях.

Этим летом я провел 10 дней в лесу наедине с собой. И на своем опыте убедился в том, что, наблюдая за своими ощущениями и внутренним миром, выходишь на понимание мироустройства не на уровне знания, а на уровне переживания, что намного важнее. Невозможно просто читая тексты, через интеллектуальное понимание начать жизнь по  принципам религии, даже если ты хорошо понимаешь эти тексты. Даже если ты принял умом то, что в них написано, и претворяешь эти принципы в жизнь, в душе могут рождаться различные желания и неконтролируемые эмоции, которые противоречат этим принципам. Человек пытается их подавить, забыть, но все это копится и выливается в будущем уже в не совсем приглядные дела или психические расстройства. Как поступить в данном случае? Как сделать так, чтобы и душа приняла эти принципы и перестала колебаться?

Из истории нам известно, что все пророки и праведные люди время от времени уединялись для общения с Богом. По сути это не только метод богопознания, но и познания самого себя, своей истинной натуры и устремлений.

Если вы читаете намаз или занимаетесь какими-то другими духовными практиками, важно помнить, что нужно полностью погружаться в этот процесс. Концентрируйтесь на внутреннем мире и ощущениях внутри себя. Если же для вас это просто ритуал, который вы совершаете бездумно, то ваш внутренний мир никогда не изменится.

Войдя в определенное медитативное состояние, которое практикуется всеми религиями, человек может пережить накопившийся у него опыт внутри себя и начинает душой понимать и принимать религиозные истины. А они везде одни и те же - высшее благо для человека и высшее счастье – служение другим людям. Чтобы это понять и чтобы суметь отказаться от своего эго, нужны долгие годы работы над собой.

- Счастье – это служение другим людям?

- Это скорее метод достижения гармонии в самом себе. Все религии говорят о том, что повинуясь своему эго, мы не становимся счастливее. Подумайте, если вы считаете, что на сегодняшний день ваше счастье – это новая машина, то получив эту машину, долго ли продлится это ощущение счастья? То же самое можно сказать и о других благах. Значит, все остальное время мы несчастны? Счастье человека находится внутри него самого.  Лишь через это понимание можно выйти на другой уровень.

- Что делает человека счастливым?

- В человеке есть три части того, что мы называем «Я». Это физическое тело, интеллектуальная часть – разум, и психо-эмоциональная сфера. Обычно у людей бывает дисбаланс. Кто-то живет, в основном подчиняясь желаниям своего тела, кто-то  живет в постоянной аскезе и занят исключительно потребностями интеллекта, а кто-то живет погруженным в эмоции и  даже не осознает, что он делает – три крайности. Если мы считаем, что «Я» - это физическое тело, то часть его – это тоже «Я»? Если мы отрежем волосы или руку, то эти части будут «Я»?  То же самое можно сказать и о разуме, и об эмоциях. То, что мы называем «Я» – это лишь инструменты. Но при этом ради потребностей тела, интеллекта или психо-эмоциональной сферы, мы можем обижать других людей, делать какие-то неправильные вещи. Чтобы научиться управлять этими инструментами, нужно находиться в процессе поиска своего «Я».  Ведь то, что ищет, это и есть настоящее «Я» человека.

- Как аскезы и медитации могут отразиться на жизни человека и его взаимоотношениях с людьми, а также на его мировосприятии?

- Я могу только рассказать о своем опыте. Помню первое впечатление после десятидневной медитации – я заглянул в один магазинчик, где пожилой мужчина покупал пиво, а раздраженная продавщица с ним ругалась. Любой другой человек в такой ситуации начал бы нервничать или, наоборот, остался бы равнодушным и постарался эмоционально отгородиться. Я же, оставаясь сам абсолютно уравновешенным, почувствовал непреодолимое желание помочь этим людям справиться со своими негативными эмоциями и сделать их счастливее. Это очень странное ощущение, необычное для городского жителя. Но я считаю, что именно таким образом человек сможет по-настоящему созидать без вреда для своей психики, в то же время с полным пониманием и любовью.

 Мы живем обычно неосознанно. Автоматически реагируем на любой негатив. Мы не думаем о том, а почему человек совершил тот или иной поступок, а направляем против него свою реакцию на это. К чему это ведет? К ухудшению взаимоотношений в геометрической прогрессии, так как тот человек, ваш оппонент, так же реагирует на вашу реакцию, и все это раскачивается, как маятник все с большей и большей амплитудой. Во время медитативного погружения в ситуацию с желанием не навредить человеку, а понять его и исправить ситуацию, мы как раз таки осознаем суть проблемы и отвечаем адекватно, прогнозируя последствия ответа. Проще говоря, когда мы что-то совершаем, говорим, мы должны это делать не «потому, что», а «для того, чтобы». Пример: ребенок пролил чай на себя, и мама начинает его ругать, она испытывает эмоции и думает, что делает это на благо ребенку. Но на самом деле она просто освобождает себя от негативных эмоций, переливая их на ребенка. Она не смотрит вперед. К чему это приведет? Чего она хочет, чтобы ребенок так больше не делал? А добьется ли она этого руганью? Возможно, это приведет его к нервным срывам, а не к аккуратности.

- Ленар, как избежать крайностей в такой аскезе, как уединение?

-  Крайность чаще всего возникает как выражение эго человека, который хочет показать другим, что способен на длительную аскезу. Как правило, это показное. Нужно отслеживать в себе реальные мотивы, которые тобой движут в принятии той или иной аскезы. Это очень сложно. Очень сложно говорить себе правду. Мы каждый день, в каждом своем поступке обманываем себя. Например, человек пришел домой, налил себе чай  и понял, что жена забыла купить сахар. Решил помочь жене и отправился в магазин за сахаром. Но вместе с сахаром он купил пару банок пива. Если начать разбираться, то может оказаться, что реальным мотивом для него была не помощь жене в покупке продуктов питания, а две банки пива для себя. Но не каждый человек способен осознать истинные мотивы своих поступков, так как это может пошатнуть картину его «Я», куда входит сам человек, его поступки, его жена, дети, машины, дом и т.п. Все эти составляющие «Я» человек защищает от любых нападок со стороны, бездумно, не пытаясь понять оппонента. Мы отвергаем вероятность того, что живем неправильно и потому, храня свою картину и добавляя в нее новые краски по своему усмотрению, все больше приближаемся к виртуальной реальности.

- В таком случае нужно ориентироваться на мнение других?

- Нет. Нужно всегда следовать своим внутренним ценностям и глобальным целям. Но они не должны быть слепыми и необоснованными. Кроме того, не следует разубеждать другого человека в ошибочном представлении о вас, ведь тогда он укоренится в своем мнении. Если мы примем право человека на свое мнение и просто будем жить в соответствии со своими принципами без неосознанного стремления что-то доказать другим людям, то человек рано или поздно узнает истину о вас.

- Как же можно жить, зная, что кто-то о вас плохо думает и он не прав? Как же не реагировать на это?

- Мы поддаемся чужому мнению и тратим всю свою энергию, чтобы изменить его. А в это время наши реальные цели и ценности остаются без внимания. Разве такова цель жизни человека? Чтобы все думали о вас хорошо? Невозможно нравиться всем семи миллиардам  людей, живущим на Земле. Такой подход к жизни, когда все ваши действия – это лишь реакции на действия других, называется реактивным. Нужно же действовать проактивно. Эффективный человек сам создает ситуации и обстоятельства своей жизни, и в соответствии со своими внутренними ценностями идет к своей большой цели или миссии.

Но, действуя проактивно, будьте готовы к тому, что многие люди не будут воспринимать всерьез, а многие будут настроены и явно против вас, так как вы не зависите от их мнения. Но только такой подход к жизни может сделать человека действительно эффективным, счастливым и способным изменить мир к лучшему.

Беседовала Гузель Максютова

www.e-umma.ru

Другие журналы

Ваххабизм не пройдет

25 октября 2011 года 08:55

Иран выходит на прямую связь

24 октября 2011 года 09:46
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей