23 мая в Москве состоится презентация сборника боевой фантастики “Антитеррор-2020″. О том, в чем смысл проекта, по какому принципу подбирали рассказы для сборника, насколько широко ваххабиты используют искусство в своих целях и почему их художественные произведения не запрещают в России, в интервью “Интерфакс-Религия” рассказал один из авторов проекта, президент фонда “Взаимодействие цивилизаций”, востоковед Рахамим Эмануилов.
- Что подвигло Вас на издание сборника?
- Поиск новых форм противодействия террористической идеологии. Деромантизация террористов, большинство из которых является довольно пафосными людьми, – весьма действенное средство. Кроме того, полезно раскрывать их методы манипуляции сознанием.
- По какому принципу подбирали рассказы для сборника? Они написаны по заказу составителей, или авторы занимались этой темой раньше?
- Рассказы подбирал профессиональный литератор, писатель Сергей Чекмаев, и все они были заказаны именно для этого сборника, а выпустило его издательство “Эксмо”.
- Кто из авторов Вам наиболее интересен?
- Из авторов мне наиболее интересен… А впрочем, не хотелось бы выделять кого-либо из авторов. Оставляю это на суд читателей.
- Насколько широко ваххабитская фантастика распространена в мире? Встречается ли она в России?
- Достаточно распространена. В России несколько лет назад книги такого типа были представлены даже на одном из литературных конкурсов. Еще больше можно найти небольших рассказов. В свое время один деятель у нас даже выполнил модификацию известной компьютерной игры, в которой можно было играть за Басаева.
- В России преобладает зарубежная или отечественная художественная ваххабитская литература?
- К сожалению, в нашей стране активно распространяется не только зарубежная “художественная литература” ваххабитов, но и отечественная. При этом такие произведения публикуются главным образом в Интернете. Вместе с тем встречается такая “литература” и в виде публикаций на бумажном носителе.
- Почему эти произведения не запрещают в России?
- Весь фокус заключается в том, что жанр фантастики отличается таким своеобразием, которое не позволяет причислить ее к материалам, разжигающим межнациональную и межрелигиозную
рознь. Фантастика на то она и фантастика, что авторы могут сослаться на гипотетически возможное развитие событий. Поэтому трудно найти достаточно веские основания для запрета таких произведений. И это несмотря на то, что они несут практически человеконенавистнический заряд.
- Насколько высок художественный уровень предлагаемых читателю произведений на эту тему?
- Нисколько не высок. В основном это так называемые фанфики – попытки подражать серьезным авторам. Но свою целевую аудиторию, главным образом подростков, они находят.
- Насколько широко ваххабиты используют художественную литературу в своих целях? Встречаются ли произведения, объективно достойные внимания?
- Пока не особенно широко. Профессиональных фантастов у них нет, а низкокачественные тексты за пределы Интернета выходят крайне редко. Да и вообще я сомневаюсь в том, чтобы опусы с человеконенавистнической идеологией можно было бы причислять к художественной литературе, а тем более позиционировать их как достойные внимания.
- Какие еще виды искусства используют ваххабиты для пропаганды своих целей?
- Кинематограф, особенно в форме видеороликов, разного рода плакаты – мотиваторы и демотиваторы.
- Что противопоставляется подобным произведениям ваххабитов в России и за рубежом? Насколько эффективно?
- У нас довольно много фильмов и книг антитеррористической направленности. Эффективность их достаточно высока, однако в целом они относятся к развлекательному жанру, что резко снижает их практическую значимость. Главная их проблема – слабая правдоподобность.
Крайне важно, на наш взгляд, чтобы отповедь идеологам экстремизма и терроризма давалась бы представителями мусульман, а лучше – уважаемыми и признанными лидерами мусульманской общественной элиты.
Источник: http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=320