Этим вопросом задались участники круглого стола «Адаптация и совершенствование Программы обучения религии и религиозного воспитания в религиозных организациях, входящих в состав ЦРО – ДУМ РТ», который состоялся 24 февраля в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
Следует упомянуть, что год назад в целях совершенствования системы религиозного воспитания на всей территории Республики Татарстан, муфтием была утверждена Программа религиозного воспитания на примечетских курсах (Мәчет каршындагы курслар өчен дини тәрбия программасы). После обсуждения Программы на местах было принято решение об адаптации и совершенствовании данной Программы с учетом возрастных категорий. Именно этому вопросу и был посвящен прошедший 24 февраля разговор, в котором приняли участие представители Духовного управления мусульман РТ - главный казый Республики Татарстан Джалиль хазрат Фазлыев, заместитель муфтия Рустем хазрат Хайруллин, начальник отдела науки и образования А.А. Карибуллин, начальник учебного отдела Российского исламского института, сотрудники Ресурсного центра и ведущие преподаватели примечетских курсов - Арского, Кукморского, Балтасинского, Бугульминского районов, а так же Казани.
В ходе обсуждения прозвучали ценные предложения по совершенствованию Программы обучения религии и религиозного воспитания. Также было предложено совместно с ДУМ РТ и КФУ объявить конкурс поурочных разработок по основным религиозным предметам с последующим составлением и изданием сборника лучших работ, что поспособствует внедрению передового опыта конкурсантов на всей территории республики и станет методическим руководством для учителей примечетских курсов. Проведение данного конкурса будет важным шагом к содержательному наполнению начальной ступени религиозного образования – примечетских курсов.
Согласно данным социологических исследований последних лет, основной контингент слушателей примечетских курсов представляют люди пожилого возраста, есть курсы для детей, но практически нет молодежи. В связи с этим очевидна необходимость разрабатывать учебные пособия в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Помимо этого, необходимо эффективно использовать уже существующие учебные пособия, составленные авторами прошлого и современности, таких как Ахмад-Хади Максуди («Ибадате исламия»), Джалиля хазрата Фазлыева, Камиля Валиуллина и других.
Стоит отметить, что существующая и утвержденная приказом муфтия Программа религиозного воспитания на примечетских курсах Республики Татарстан разрабатывалась как универсальный учебно-методический материал для мугаллимов. И разработчики Программы целенаправленно стремились избегать конкретных показателей, таких как количество часов и пр., так как религиозное воспитание на примечетских курсах не относится к образовательной деятельности, подлежащей лицензированию. Главный казый республики рекомендовал преподавателям не отходить от типовой программы, за исключением тех случаев, когда предлагаемые темы не соответствуют возрасту учащихся. Например, не разъяснять детям вопросы никаха, но для молодежной аудитории, которой предстоит создавать семьи, это актуальная тематика. Для молодежи так же целесообразно подробнее остановиться на торговых, финансово-экономических аспектах исламского права при преподавании фикха.
Также было предложено уже на самом начально этапе рассматривать темы, раскрывающие специфику ислама в Поволжье, историю ислама у татар, сведения об известных татарских ученых, религиозных деятелях, о традициях просветительства и интеллектуального ислама в нашем регионе, не оставляя эти темы на третий год, до которого доходят не все слушатели. Так что региональный компонент должен быть включен во все уровни и даваться в разных формах, в том числе и для детей в виде игровых, обрядовых моментов, через рассказы, сказки и т.п. Это служило бы самой эффективной формой противодействия деструктивным влияниям извне, о необходимости которой так часто говорится в последнее время.
Также было отмечено, что опытные преподаватели на основе существующей универсальной базовой программы могут преподавать без проблем, но для начинающих мугаллимов возникают определенные трудности. В частности, было отмечено, что уже сегодня многие абыстаи испытывают трудности при подаче материала для слушателей третьего года обучения практически по всем темам, касающихся и вероучения, и исламского права, и этики, и таджвида, и сиры, и других предметов. Если у выпускников медресе «Мухаммадия» и Российского исламского университета таких проблем не возникает, то у тех, кому не хватает знаний, многие темы оказываются неподъемными. И на сегодняшний день, когда духовное управление объявило о том, что будет проводиться аттестация всех преподавателей примечетских курсов, многих это начинание подвергло в замешательство. Преподаватели выразили нежелание участвовать в страхе оказаться уличенными в непрофессионализме.
Заместитель муфтия Рустам хазрат Хайруллин спешил уверить присутствующих, что аттестация была задумана не для дискредитации мугаллимов, а для выявления их уровня знаний по конкретным предметам и темам и последующей работы над ошибками. В дальнейшем, при проведении курсов повышения квалификации для преподавателей примечетских курсов организаторы в лице ДУМ РТ и КФУ будут планировать их содержание, обращая особое внимание на проблемные темы с учетом результатов тестирования знаний преподавателей при аккредитации. «Если кто-то ответит на тест на «5»ку, никто коровы не подарит, и если кто-то не сможет ответит на вопросы теста, коровы, которой и так нет, никто не отнимет», - облек в шутку свой ответ заммуфтия, так как преподаватели примечетских курсов на практике занимаются этим делом безвозмездно, на общественных началах, за их труд никто им зарплату не выплачивает, поэтому и терять им нечего.
В свою очередь заведующий медресе «Шамиль» при мечети «Казан нуры» Камиль хазрат Валиуллин отметил, что сегодня часто бывает так, что в медресе приходят учиться шакирды, не имеющие начального уровня религиозных знаний, то есть, не посещавшие примечетские курсы, и им трудно бывает влиться в программу медресе. А на примечетских курсах необходимо давать начальные элементарные знания об обрядах основных жизненных циклов (имянаречение, никах, женаза и др.).
Разные и зачастую противоположные мнения существуют и в отношении того, стоит ли включать в программу примечестких курсов такие важные в свете происходящих в исламском мире событий, но сложных для овладения вопросов исламского вероучения, как атрибуты Аллаха, Его антропоморфные характеристики, а также вопросы полноты веры, специфики матуридисткого кредо и пр. Так, главный казый Джалиль хазрат высказался за то, чтобы не перегружать программу информацией о различиях между вероубеждениями и не запутывать слушателей обилием информации. Он привел цитату знаменитого татарского ученого-богослова Шигабуддина Марджани, который считал стремление заниматься разъяснением природы Бога уделом невежественных джахилей («Аллахhы Тәгаләнең табигатен аңлатырга тырышу – җәһиллектән»). Если же слушатели задают вопросы, касающиеся этих проблемных аспектов, по мере возможности давать разъяснения, но в случае, если преподаватель осознает, что у него нет соответствующей квалификации для этого, рекомендовать учащимся обращаться к специалистам - в Совет улемов за разъяснениями. Джалиль хазрат считает, что на начальном уровне при объяснении основополагающих моментов не нужно углубление в частные вопросы и приведение далией (доводов). От этого слушатели только больше запутываются. И вопросы о местоположении Аллаха и прочие только являются причиной раздоров и разногласий. «Достаточно обучить их намазу, исполнению предписаний своей религии и вопросам ахляка (исламской этики)» - считает главный казый.
Также прозвучало предложение уделить больше внимания вопросам воспитания (әдәп, әхлак), расширив тематику этих разделов. “Если в основу всех занятий будут закладываҗся вопросы воспитания, нравствености и этики, то и лишних вопросов для фитны (разногласий) возникать не будет», - подытожил мухтасиб Арского района.
В завершение совещания было предложено создать рабочую группу по доработке и усовершенствованию Программы и через некоторое время организовать еще одну встречу по обсуждению вопросов разработки учебных пособий для примечетских курсов. Также прозвучало предложение создать комиссию с участием представителей ДУМ РТ и Ресурсного центра для выявления и изучения существующих учебных пособий, чтобы впоследствии рекомендовать их для использования на занятиях.
Руководителем рабочей группы по доработке Программы было решено определить преподавателя медресе “Мухаммадия”, старшего научного сотрудника Центра исламоведческих исследований АН РТ Камиля хазрата Валиуллина, и включить в рабочую группу представителей ДУМ РТ и опытных преподавателей примечетских курсов с районов и Казани.
24 марта запланирован очередной Круглый стол, который будет посвящен вопросам преподавания фикха на примечетских курсах.