«Единый Бог – единое человечество». Под этим лозунгом в стенах Российского исламского института прошел круглый стол, собравший в одном месте представителей двух крупных конфессий на территории Татарстана – православных и мусульман.
Стоит отметить, что подобные встречи отнюдь не что-то новое. Совместные круглые столы, конференции и другие формы взаимодействия давно уже стали одним из вариантов сотрудничества представителей ислама и православия. На этот раз студенты Казанской православной духовной семинарии и РИИ поговорили о природе пророчества, обсудили проблемы предопределения и Судного дня. В рамках беседы спикеры сравнили отношение в обеих религиях к ангелам и пророкам.
- Гармония и равенство людей заключается в чем? – сразу обратилась к аудитории Татьяна Седанкина, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин РИИ. – В том, что все мы являемся творениями Всевышнего. Исламская концепция единства подразумевает, что люди, вне зависимости от национальности, цвета кожи, расы, социального статуса и веры, - потомки одних родителей, Адама и Евы. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в своем последнем паломничестве говорил: «О люди! Воистину у вас один Господь и один прародитель».
Что есть Страшный суд? Почему люди светские воспринимают пришествие Божье как сущий кошмар? Что есть свобода выбора человека, а что есть предопределение?
- Это одни из самых дискуссионных вопросов между православием и исламом, так как понимание предопределения и Судного дня этих двух конфессий имеют существенные различия, - отметил Иерей Александр Ермолин, исполняющий обязанности проректора по учебной работе Казанской православной духовной семинарии. – Если Бог благ, а с этим согласятся все, то почему в мире существует зло? Зло является результатом нравственного выбора каждого человека. Таким образом, Бог, безусловно, знает, к чему придет тот или иной человек, каков будет финал, но по своему человеколюбию Он ставит волю человека на очень высокое место и старается не вмешиваться. Каждый из нас сам выбирает, идти по пути святости, доброты, или нет.
Что есть предопределение в исламе? Это вера, что все изначально известно Богу на основе его всезнания. Но нельзя забывать, что человек двигается по жизни согласно своим желаниям, выбору, намерениям, за которые он будет отвечать в Судный день. Только Всевышний знает, что будет через секунду, месяц, год. Но это не означает, что нужно перестать быть социально активным, сложить руки и уповать лишь на волю Всевышнего. Творец знает, что человек выберет, но сам выбор – за людьми. Известный татарский богослов Ризаэддин Фахретдин говорил: «Сначала привяжи своего верблюда, а потом уповай на Всевышнего».
- Аллах дает легкость человеку в деле, которое предначертано для него.
Да, вера в предопределение – один из столпов веры. Аллах дал человеку право выбора между хорошими и плохими деяниями, дал разум для различения добра и зла, послал пророков и божественные книги, чтобы научить людей истинной религии, научить отличать добро от зла. Человек, убежденный, что ему предстоит держать ответ за свои действия, будет использовать свою свободу выбора для добрых дел и будет избегать того, что приводит к наказанию. Таким образом, вера в Предопределение прибавляет человеку силы для действия и усиливает чувство ответственности. Верующий в Предопределение с пониманием относится к постигшим его неудачам, к беде, потому что он знает, что есть смысл и знамение во всем, что происходит по воле Аллаха. Зная, что возможности человека ограничены, он не будет стараться совершать того, на что у него не хватит сил. Он покорно примет предопределенное Богом и будет уповать на Него. Эта вера дает человеку покой и избавляет от многих трудностей.
- И православные, и мусульмане верят в то, что Страшный суд придет, и будет финал нашей человеческой истории. Для нас с вами, собравшихся здесь, людей верующих, это не вызывает каких-либо сомнений. Однако если взять во внимание человека светского, то мы с вами заметим, что он не собирается умирать. Его мечта – жить вечно, чтобы не было никакого ответа. Взять, к примеру, многочисленные фильмы на тему конца света. Чем заканчивается история? Появляется герой, который всех спасает. Человечество само себя спасает от очередного конца света, без духовного роста, без нравственных изменений. Перед православными и мусульманами стоит общая задача – напомнить этому миру о том, что Господь грядет, что Страшный суд – это момент радости, так как человек сможет вживую соединиться со своим Господом, - призвал Иерей Александр Ермолин.
Безусловно, и в Коране, и в Библии описываются признаки конца света, но нигде нет точной даты. По словам спикеров, это связано с тем, что если люди будут знать точное время конца света, то вначале они постараются получить от мирской жизни все возможное, а потом решат встать на путь праведный, поближе к обозначенной дате. В сокрытии точного времени есть своя мудрость, заключающаяся в неожиданности наступлении конца света и постоянной готовности людей.
В Библии, как отметил Иерей Александр Данилов, заведующий отделением заочного обучения Казанской православной духовной семинарии, нет четкого разделения на большие и малые признаки конца света или конкретное их описание. К тому же сошествие на землю Иисуса Христа для православных является апогеем, финалом всей трагедии. Ведь Иисус возвращается на землю, чтобы судить людей по их делам. В исламе несколько иная трактовка событий.
Признаки наступления этого события делят на обыкновенные и великие. Обыкновенные признаки, или малые, не привлекают к себе особого внимания людей, но случаются они постоянно. К малым признакам можно отнести рождение последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение); война или столкновение двух великих мусульманских держав; «Рабыня родит себе госпожу»; люди начнут совершать большие грехи, например массовое распитие спиртного; распространение невежества и исчезновение ученых; количество женщин по сравнению с количеством мужчин сильно увеличится; появление около 30 лжепророков; время ускорится; богатых будет много, так что некому будет отдать закят.
К большим признакам конца света относятся: появление справедливого руководителя мусульман Магьди; восход Солнца на западе и заход на запад после обеда (с этого момента Аллах больше не принимает раскаяние неверующих и отступивших мусульман); появление говорящего животного; появление большого дыма, который охватит всех людей. Одним из основных признаков станет появление Даджала, который будет называть себя Богом. На земле Даджаль пробудет 40 дней, из них первый день будет как год, второй как месяц, третий как неделя, а 4-й и все последующие как обычные дни.
Если для православных воскрешение Исы (Иисуса Христа) знаменует собой начало Страшного суда, то у мусульман несколько иначе. Воскреснув, Иса (мир ему) убьет Даджала. На земле он проживет 40 лет, и похоронят его как мусульманина. Ислам в это время будет процветать, и не останется ни одного инаковерующего, при Исе (мир ему) они все примут Ислам.
Еще одним из больших признаков конца света является появление народности Яъджуж и Маъджуж, здоровых по телосложению людей, которые сеют разврат и все плохое. Произойдет поднятие Корана, на земле не останется ни одного аята, в сердцах людей не останется ни слова из Священной книги. Исчезнет Кааба и в местности Адана в Йемене вспыхнет большой огонь, люди на земле будут убегать от него и соберутся в одном месте. После этого наступает конец света, такой же неожиданный, как и все его признаки, и очень страшный, но верующие не увидят его, потому что Аллах к тому времени заберет их к себе. В Судный день Аллах разрушит Вселенную – земля вместе со всем, что на ней, начнет трястись, температура станет очень высокой и все начнет гореть. Все живое на земле умрет, кроме Единого Аллаха. После этого будет великий суд, и каждый человек получит по своим деяниям и каждый попадет на суд к Аллаху, и ничего не укроется от него. Каждое хорошее деяние, даже самое маленькое, в этот день будет иметь большую силу, и в то же время никто не сможет скрыть свои грехи.
Говоря о предопределении и Судном дне, нельзя не сказать о таких творениях Всевышнего, как ангелы. На плече у каждого человека сидят два ангела: тот, что на правом плече, записывает благие дела, тот, что на левом, - плохие деяния.
«Нет сомнений, Мы [говорит Господь миров] сотворили человека и знаем все, что нашептывает ему его душа. И Мы ближе к нему [знанием Своим и осведомленностью], чем сонная артерия (шейная вена). [У каждого человека] — два [ангела-писаря] встречающих, принимающих [все, что от него исходит], по одному сидящие справа и слева. Всякое слово, сказанное им, непременно [встречается] могущественным наблюдателем [одним из двух ангелов]» (Св. Коран, 50:16–18). Фиксируя все, что мы говорим и делаем, ангелы лишь собирают вещественные доказательства (за или против нас), которые будут продемонстрированы в Судный День. И это, наряду с сотнями других освидетельствований, — для вынесения справедливого Божьего решения по каждому из потомков Адама и Евы, независимо от мирского положения (министр, дворник, строитель) или вероисповедания (атеист, иудей, христианин или мусульманин). Поэтому порой лучше лишний раз промолчать, чем сказать нечто необдуманное, что может стать дополнительным весом на чаше грехов, а не благих дел.
Во всех авраамических религиях ангел — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Только в христианстве существует определенная строгая ангельская иерархия из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы.
Отдельно собравшиеся обсудили и тему пророчества. Согласно исламскому вероучению, Создатель последовательно посылал на землю пророков, которые должны были проповедовать людям единобожие. Проповедь каждого из них была адресована конкретному народу или племени. Всего их было более тысячи, однако наиболее известны 25, которые и были упомянуты в Коране: Адам (а.с.), Идрис (а.с.), Нух (а.с.), Худ (а.с.), Салих (а.с.), Лут (а.с.), Ибрахим (а.с.), Исмаил (а.с.), Исхак (а.с.), Якуб (а.с.), Юсуф (а.с.), Шуайб (а.с.), Харун (а.с.), Муса (а.с.), Дауд (а.с.), Сулейман (а.с.), Айюб (а.с.), Зулькифль (а.с.), Юнус (а.с.), Ильяс (а.с.), Альяса (а.с.), Закарийя (а.с.), Яхья (а.с.), Иса (а.с.) и Мухаммад (мир ему и благословение). В христианстве же их число равно 12, из которых основных – четверо.
Безусловно, в рамках одной встречи невозможно ответить на все возникающие вопросы и пояснить определенные моменты в каждой религии. В связи с этим было принято решение о проведении ряда подобных встреч, где будут подняты такие вопросы, как отношение к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) в христианстве, изобразительное искусство в исламе и православии.
Ильмира Гафиятуллина, Казань