Совместимы ли понятия «ислам» и «политика»? Может ли соблюдающий мусульманин быть хорошим руководителем целой страны? Проблема взаимодействия ислама и политики стояла перед людьми со времени появления религии и государства. Говорить, что понятие «политический ислам» возникло в последние десятилетия опрометчиво. Достаточно вспомнить времена правления четырех праведных халифов. Однако в современных реалиях вопрос об успешном совмещении религиозных требований и политической карьеры стоит особенно остро. О том, каким должно быть мусульманское государство и что представляет из себя исламская концепция политического устройства общества рассказал проректор РИИ Рафик Мухаметшин.
К сожалению, на сегодняшний день можно заметить, что ислам очень сильно политизирован.
- Начиная с первых дней возникновения «Исламского государства», эта проблема приобрела особую актуальность, - отметил в рамках своего выступления на круглом столе, посвященном взаимодействию ислама и политики, ректор РИИ Рафик Мухаметшин. – Если мы с вами обратимся ко времени праведных халифов, то заметим, что уже в то время остро стоял вопрос совмещения богобоязненности и правильного политического правления.
До XVII века ислам был совершенно другой. Мы можем наблюдать развитие исламской цивилизации, культурных ценностей, взаимоотношения с иными цивилизациями было иное. Тогда ислам не знал характерных для современного общества негативных явлений (уничтожение памятников, убийство представителей других конфессий). В исламе четко прописан каждый момент, в том числе и отношение к людям писания. В таких разительных изменениях свою роль сыграли те идеологи, которые пришли на постколониальной волне, в том числе Мухаммад Абдо, Мухаммад Рашид Рида и Саид Кутба. Эти люди внесли в ислам очень сильный элемент политизации.
- С одной стороны, их тоже, возможно, нельзя во всем обвинять: после колониальных войн для исламского общества было очень важно найти свое политическое лицо. Поэтому очень много было сказано о демократизации, об изменении политической системы. Много говорили, но они сделали это приоритетным. Поэтому позже, благодаря реформатора, ислам приобретает совершенно другое лицо и становится слишком политизированным. Это очень негативное явление в развитии исламской политической богословской мысли.
Если снова обратиться к истории на примере жизни нашего Пророка (мир ему и благословение), мы видим, что провести четкую грань между исламом и политикой невозможно. Мухаммад (мир ему и благословение) был не просто главой мусульманской общины, но и главой мусульманского государства.
- Но он это совмещал. Хотя приводят, хадисы, где Мухаммад (мир ему и благословение) говорит, чтобы к нему обращались только по богословским вопросам.
Первая проблема, которая возникла в мусульманском обществе после смерти Пророка (мир ему и благословение) - это проблема власти. Перед уммой встали вопросы, касающиеся концептуальности: выборность или назначаемость, из кого выбирать, кто будет дальше вести общество. Неслучайно ведь первый раскол произошел не по богословским вопросам, а по вопросам власти.
- Тогда вспомнили слова Мухаммада (мир ему и благословение): "Моей общиной должны править люди, которые это заслужили". Это бвл период сахабов, которых было очень много. Первым праведным халифом стал Абу Бакр, избранный единогласно, так как в один из дней Пророк (мир ему и благословение) указал на Абу Бакра, и тот провел одну из коллективных молитв. Но это не принцип. Здесь было индивидуальное уважительное отношение к одному из самых почитаемых членов мусульманской общины.
Серьезные проблемы перед мусульманской уммой встали при правлении Усмана, третьего праведного халифа, которому необходимо было создать эффективную концепцию управления государством.
- Заслугой его предшественника Умара является то, что он фактически выстроил мусульманское государство, которое при нем становится империей. Это был блестящий политик. Что касается Усмана, то он начинает назначать своих преданных людей правителями провинций. Это привело к тому, что в обществе начало расти недовольство. Мы видим, что даже во времена халифов, людей, из ближайшего окружения Пророка (мир ему и благословение), самых богобоязненных, наиболее остро встает политическая составляющая. Усман был убит, как и Умар. А после третьего праведного халифа в стране начинается гражданская война. Общество раскололось на две части: те, кто признают Муавию, блестящего политика, и те, кто поддерживали Али. Это говорит о том, что в политике что-то не так. Если даже сахабы не могли создать оптимальную модель государства, то кто в XXI веке может ее создать?!
Где модели политического управления огромнейшей империей? А как вести себя по отношению к новым землям, к людям другим конфессий? Что делать с недвижимостью, с новой государственной собственностью? Империя всегда интернациональна. Новый ряд проблем встал перед государством, когда бывшие в составе халифата народы стали принимать ислам: некому стало платить дополнительный налог, казна была опустошена.
- И во времена омейядов еще не была выстроена эта политическая система. Они тоже были в поисках ответа, как правильно управлять такой империей. Идет поиск выстраивания этих отношений. Трудно сказать, когда появилось четкое понимание, возникла определенная концепция управления.
Где политическая модель мусульманского государства? Где она была выстроена? Возможно ли каким-либо образом ту политическую систему, которая была при Пророке (мир ему и благословение) после его переселения, воссоздать в нынешних реалиях? Будет ли эта модель наиболее оптимальной?
- И вообще, каким сегодня должно быть мусульманское государство? – обратился к участникам встречи Рафик Мухаметшин. – На этот вопрос ответа мы не найдем, так как невозможно указать оптимальную модель халифата. Если взять Саудовскую Аравию, то это пример того, как не должно быть. В этом государстве у власти стоят кланы, все уже расписано на столетия вперед. Если говорить об Иране, то для нас, суннитов, шиитская модель правления тоже не приемлема, поскольку идет различие в институтах. Интересная модель государства была в Ливии времен Муаммара Каддафи.
Открытым остается вопрос: достаточно ли быть богобоязненным, правоверным мусульманином, чтобы стать хорошим политиком и создать халифат?
Ильмира Гафиятуллина