Образование и ислам

16 мая 2016 года 17:13

Какая самая большая и важная задача стоит перед мусульманами всего мира? Можно перечислить много разных задач: радикализм, экстремизм, бедность, технологическая отсталость, жестокость. Однако, на мой взгляд, все эти проблемы – следствия одной и самой важной проблемы – проблемы с системой образования. Мусульманам всего мира надо изменить свое отношение прежде всего к системе начального и среднего образования. Это как основа, как краеугольный камень успешности любой нации в мире, поскольку это образование формирует мировосприятие с молодого возраста. И мусульманская нация (умма) – не исключение.

Все вышеперечисленные проблемы, связанные с радикализмом, бедностью и технологической отсталостью – это в первую очередь фундаментальное непонимание важности усидчивого и целенаправленного образования с молодых ногтей.

Мусульманская умма сегодня представляет собой довольно разношерстное и неоднородное сообщество. Это люди разного образования, возраста, взглядов на жизнь, мазхабов и т. д.

Принадлежность к одной религии вовсе не делает наше сообщество однородным и, как правило, эта разношерстность вовсе не идет по границам богословских предпочтений, приверженности различным исламским мазхабам, джамаатам и так далее. Зачастую люди одного культурного и образовательного уровня, но принадлежащие к разным мазхабам или джамаатам, могут достичь большего взаимопонимания, нежели среди своих единомышленников по мазхабу.

Проблема в том, что недостаточное внимание к образованию среди мусульман приводит к негативному восприятию мусульман в мире. Как известно, многие люди считают религию несовершенной, поскольку зачастую они составляют представление о религии, в том числе и об исламе, по их представителям, и в этом заключается серьезная ошибка. Как известно, на пути каждого из нас может встретиться совершенно любой человек: любого воспитания, образования и культуры. И нет никаких гарантий, что взаимопонимание со случайным встречным может быть достигнуто (даже если этот «случайный» – родственник или сокурсник), а это легко может отразиться и на восприятии религии, которую он представляет.

Как правило, восприятие, понимание и осознание религии преломляется через уровень культуры, интеллекта и образования человека, принявшего эту религию. Думаю, многие замечали разницу между пониманием и чувствованием религии, разговорами и текстами о религии людей, имеющих высокий уровень культуры и тех, кто этим был обделён.

Говорить и объяснять религию современным языком, который был бы понятен как нынешней требовательной и продвинутой молодежи, так и получившему качественное советское образование старшему поколению, может не каждый.

Человек, понимающий ислам, всегда найдет в нем основание для утверждения о том, что религия и наука не противоречат друг другу, а могут находиться в гармонии. Но проблема не в этом, вопрос стоит о форме и манере подачи информации о религии, которую используют наши братья по вере, пропагандируя ислам. Сколько людей отстранилось от ислама из-за грубости и бескомпромиссной упертости некоторых наших собратьев по вере?

Каким образом можно решить эту проблему? Ответ в общем-то прост. Мусульмане нуждаются в тотальной образовательной революции. Здесь речь идет о приобщении к светским предметам. Важно отметить, что необходимо не просто всем поголовно получать высшее образование – это и без того происходит, однако, к сожалению, это мало исправляет ситуацию. Необходимо, чтобы ценность научного знания, качественного образования стала естественной основой нашего общества. В этом плане у российских мусульман есть серьезное преимущество перед своими братьями из большинства других стран, поскольку они имеют в своем распоряжении сильную систему высшего образования и академической школы, которая досталась им из советской эпохи.

Значительная часть проблем, с которыми сталкивается исламское сообщество, коренится не в богословских коллизиях, а в элементарно низком уровне образования и культуры. Исламское общество не нуждается в богословских реформах, поскольку уже существующие религиозные богословские школы и образование достаточны для адекватного понимания религии. Исламское общество нуждается в самом простом: в качественном светском образовании. При решении этого вопроса большинство проблем исчезнут сами собой: и проблема радикализма, и проблема технологического отставания, и качества проповедей, и прав человека, и т. д.

Образованный человек, понимающий цену интеллектуальному труду, науки, знанию – это качественно другой человек. Он по-другому смотрит на мир, его критический ум не позволяет допускать черно-белой картины мира, упрощенного понимания окружающей действительности. Именно такое упрощенное понимание мира является прямым путем к радикализму и экстремизму.

Человек с хорошим образованием, который понимает ценность знания, скорее всего захочет преумножать его – продолжать свою учебу, заниматься наукой, производством, развитием. То есть, такой человек захочет созидать, а не разрушать. Такой человек захочет стать мировым лидером, а не озлобленным изгоем. Кроме того, человек, который созидает, знает ценность всему созданному трудом. Такой человек не захочет разрушать и уничтожать. Это нормально, логично и легко объяснимо. Поэтому так важно распространять систему образования.

Здесь надо напомнить о том, что мусульмане внесли огромный вклад в мировую науку и культуру: математика, астрономия, медицина, философия, архитектура, искусство – сложно найти сферы деятельности человека, в которые мусульмане не внесли бы значительный и порой революционный вклад. Да, последние сто лет мы наблюдаем кризис исламской цивилизации, но такие сложные периоды проходила любая цивилизация и культура, и настоящий рассвет исламской цивилизации, иншАлла, впереди. Тем более для этого у ислама есть серьезное основание – отношение к труду. Этика труда в исламе имеет большое значение.

Человек просто не имеет права праздно проводить время, он также не имеет права несерьезно относиться к своим трудовым обязанностям. Это заложено в сути ислама, и поэтому это отправная точка возрождения исламской цивилизации. В этом не стоит сомневаться. Однако, чтобы это не было только словами, – сегодня каждый из нас должен больше времени уделять созидательному, кропотливому труду, заниматься своим образованием, получением знания, работать над собой и менять в лучшую сторону мир вокруг. Одновременно это и лучший дагват ислама – своим примером показывать, как мусульмане могут работать и приносить пользу обществу. Давайте задумаемся над этим.

Илдар Баязитов

Другие журналы

Посол Индонезии в РФ: "Я увидел очень много сходств между мусульманами Индонезии и Татарстана"

Сотрудничество Духовного управления мусульман Республики Татарстан с мусульманскими странами выходит...

08 июля 2016 года 16:20
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей