Современная роль имама

14 апреля 2014 года 10:25

Новое время диктует мусульманам новые цели и задачи, которые нужно достигать и добиваться. Это касается и мусульманского духовенства.

Как известно в народе, к большому сожалению, сложился негативный стереотип об имамах, муллах – что это корыстные люди, которые только ходят по маджлисам и кушают пироги. Многие люди, действительно, считают, что имамы только и мечтают о садаке и губадье.

Надо сказать, что такие стереотипы тоже стали появляться не на пустом месте и некоторые имамы, действительно, много внимания уделяют только собственным финансовым вопросам, мало заботясь о работе мечетей и общин, которые они представляют. Хотя точнее было сказать, что далеко не все имамы стараются сформировать вокруг мечетей полноценные общины. Сегодня имам должен прилагать значительные усилия для того, чтобы мечеть стала центром общественной жизни татар.

К сожалению, сегодня не все понимают важность эпохи, в которой мы живем. Сейчас мусульмане имеют исторический шанс, благодаря которому мы могли бы изменить положение мусульман в нашей стране и дать новый толчок настоящему возрождения ислама. Неизвестно, будет ли у нас второй подобный шанс в будущем, поэтому большая ответственность на мусульманском духовенстве – как оно себя поставит, какую деятельность будет вести.

Опасения упустить исторический шанс возникают на фоне того, что, несмотря на большие возможности, которые появились у татарского языка за последние 20 лет, уровень знания родного языка по-прежнему низкий, мы так и не успели построить полноценное высшее образование на татарском языке, да и в средней школе с этим большие проблемы. Сравнение с состоянием языка вовсе не случайно, поскольку на каждом из нас (на каждом татарине) лежит ответственность за плачевное состояние в этом вопросе. Также и ислам и мечети сейчас имеют уникальные возможности, которые, если мы не сможем их использовать, можно больше никогда не получить.

За неиспользованные шансы нам отвечать. И перед Всевышним, и перед нашими потомками. Хотим ли мы остаться в истории народа, как те, кто бездарно разбазарили, все те ресурсы и возможности, которые есть у нас сегодня.

Значительная роль здесь имеет позиция имама, который и ассоциируется в обществе с исламом. Необходимо понимать, что имам сегодня это не просто администратор, который организует богослужение в мечети. Всю историю ислама, как у татар, так и в мире, мечеть была центром общественной жизни.

Поэтому и сегодня имамам надо возродить систему махалли, которая традиционно была у татар. Конечно, речь идет не просто о полном копировании прошлых наработок. Важно возродить принцип на котором функционировали татарские мусульманские общины до революции – это реагирование на современные вызовы по сохранению и развитию ислама и помощи татарской нации в решение тех социальных проблем, которые имелись на тот момент.

Так и сегодня мечети и их имамы должны прилагать максимальные усилия для участие в жизни татарского народа, пропаганды мусульманских ценностей и помощи в решение тех социальных проблем, которые есть. А спектр социальных проблем широкий – от сохранения и развития татарской культуры и татарского языка до помощи нуждающимся.

К сожалению, сегодня многие эти традиции разрушены, и прихожане мечетей просто не знают, как раньше была устроена приходская жизнь и что такое вообще махалля. Для некоторых татар вообще является открытием, что мечети могут заниматься чем-то кроме богослужения, а имамы могут не только ходить на маджлисы, но и вести активную работу и в других сферах.

Поэтому именно имамы должны донести до татар – как до постоянных прихожан мечетей, так и, как принято говорить, до этнических мусульман – о том, что у нас была системы махалли и что сегодня можно и нужно возрождать эти славные традиции.

Но для этого нам необходимо воспитывать новое поколение имамов еще с учебной скамьи медресе и университетов. Еще в медресе будущие имамы должны узнать о социальной истории ислама, о том какой была махалля до революции. Также в религиозных учебных заведениях будущим имамам надо преподавать основы социальной работы. Имамам надо преподавать прикладные предметы по тому, как выстраивать общинную работу. И здесь можно было бы обратиться к тому, как система традиционных общин функционирует за рубежом, например, в Турции, Малайзии, Индонезии, Европе, Ближнем Востоке.

Мечети должны взять также на себя функцию сохранения и развития татарской культуры. При мечетях необходимо создавать курсы изучения татарского языка, татарской культуры, татарской истории, краеведения и т.д.

И это помимо курсов по основам ислама, арабского языку, заучиванию Корана и многим другим религиозным предметам, которыми мечети обязаны заниматься в первую очередь, поскольку возрождение нашего народа возможно только при возрождении веры.

Здесь также встает вопрос о финансировании всех проектов мечетей. Ведь современному имаму в отличии от своих дореволюционных предшественников приходится заниматься поиском средств для содержания мечетей.

Раньше же махалля спонсировала работу мечети, была национальная буржуазия, которая сама выступала инициатором строительства мечетей, медресе, мектебе и спонсировала их работу. Религиозным же деятелям нужно было заниматься проповедью, мусульманскими науками.

Поэтому пока у нашего мусульманского (татарского) бизнеса не будет желания помогать мечетям в решении их повседневных проблем, говорить о возрождении традиций, повышении социальной значимости мечетей и уж тем более формировании богословской школы крайне сложно.

Мусульмане должны сами брать ответственность за судьбу своих мечетей, учебных заведений, то есть за татарскую часть уммы. Все зависит от нас.

Из-за того, что имидж имама сегодня в народе оставляет желать лучше, имамам надо быть в два, в три раза лучше. Имам должен быть и безупречным примером богобоязненности, нравственности, скромности и иметь хорошее образование, быть начитанным. Только в таком случае повысится уважение к имамам, улучшится образ мечетей и можно будет говорить о полноценном возрождении веры.

Илдар Баязитов

Другие журналы

Сияние священного слова

04 сентября 2011 года 16:11

Роль учителя в жизни человека

02 сентября 2011 года 15:45

Дини аланда – ифтар ашы

27 августа 2011 года 23:00
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей