В Казани стали известны некоторые тайны прошедшей Универсиады
РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕРАЛЬДИКА
7 февраля 1992 года постановлением Верховного совета РТ был утвержден государственный герб республики Татарстан. Не круглая дата, но все же хороший повод поупражняться в региональной геральдике.
Главную эмблему Татарстана, как мы все помним, венчает небольшой цветок тюльпана, который считается распространенным элементом традиционного татарского орнамента. Не случайно, даже символика казанской Универсиады строилась на основе этого цветка. А ведь хорошо известно, что символы такого рода спортивных международных мероприятий всегда выступают концентрированным олицетворением принимающей стороны. Поэтому не будет преувеличением сказать, что цветок тюльпана — это не просто элемент национального декора, а один из главных символов татарского народа. Наверное, все татары без исключения воспринимают тюльпанчик как что-то очень теплое, родное, свое.
Но что значит тюльпан в смысловом выражении? Почему исторически татары полюбили именно этот цветок? И именно им украшали свой жизненный путь? Давайте попробуем разобраться в этом.
ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ?
Начнем с казенных версий. На официальном портале республики Татарстан дается следующее объяснение соответствующей части республиканского герба: «Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана».
Вряд ли эту интерпретацию, по крайней мере, во второй части, можно считать канонической, ведь тюльпан был распространен у татар задолго до появления такого государственного образования, как Татарстан. Да и потом, данный цветок присутствует в национальных орнаментах многих тюркских народов. А в Турции он вообще стал чуть ли не главным (после флага и герба) символом турецкого народа. Не случайно изображение широко разрекламированного в туристической отрасли бренда Тurkey («Турция») помимо самих букв включает в себя и силуэт тюльпана.
Следовательно, в остатке произведенного семантического вычитания мы имеем, что тюльпан должен согласно приведенной версии олицетворять лишь весеннее пробуждение природы. Возможно, так оно и есть. Только существует ряд фактов, которые плохо согласуются с этим странным, на мой взгляд, толкованием.
ТЮЛЬПАН — САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ
Когда до «парада суверенитетов» начала 90-х годов ислам татарского мира был объединен в рамках единого духовного управления мусульман, облачение всех наших имамов украшалось силуэтом алых тюльпанов. Сейчас одежда религиозных деятелей ислама России отличается пестрым разнообразием. На татарских имамах мы можем видеть турецкие и даже арабские чапаны (накидки).
Имам-хатыб мечети Марджани Габделхак хазрат Саматов (1930 - 2009) и его сын — муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тагир хазрат Саматов |
Стоит помнить, что религиозная сфера — это во многом царство символов и смыслов, в котором нет ничего случайного. Просто не все умеют читать религиозную символику. Например, посох в руке имама и его головной убор в виде чалмы — это не просто элементы одеяния религиозных деятелей, а символы, преисполненные глубочайшего духовного содержания (каждому из этих символов я планирую посвятить отдельные посты). Они упоминаются даже в предании про трех сподвижников, которые, согласно древним текстам, принесли в далеком прошлом ислам на земли волжских булгар.
На этом фоне сложно представить, чтобы тюльпан появился в облачении имамов просто так, без какой бы то ни было религиозной причины. Почему в таком случае не ромашка, не гвоздика, а именно тюльпан?
Не менее сложно представить и то, чтобы тюльпаны на облачении религиозных деятелей ислама означали бы какое-то «пробуждение весенней природы». Уж не знаю, откуда авторы государственного герба Татарстана взяли подобную интерпретацию, но на накидках мусульманских деятелей тюльпан появился явно с другим смыслом. С каким же? И почему именно этот цветок полюбили татары?
ЦВЕТОК ВСЕВЫШНЕГО
Исторически секрет популярности тюльпана в тюркском мире заключается в том, что он в мусульманской религиозной традиции неразрывно связан с главным именем Бога, который на арабском языке обозначается словом «Аллах». Все дело здесь в арабской графике, которой раньше пользовались тюркские народы вместо нынешних латиницы (как у турок) и кириллицы (как у татар). Так вот, слово тюльпан (тат. «лэлэ», турецк. «lale») в арабском начертании состоит из тех же букв, что и слово «Аллах»: один «алиф», два «ляма» и одно «ха», что людьми прошлого воспринималось как указание на их внутреннюю мистическую связь и даже условное тождество, ведь с точки зрения нумерологической системы абджада, где каждой арабской букве присваивается определенное числовое значение, сумма букв в обоих случаях одна и та же (=66). Поэтому тюльпан и стал символическим обозначением Бога в мусульманской традиции. В этом и состоит смысловой код данного цветка и секрет его огромной популярности в тюркском мире. По этой же причине имамы татарского народа «цветком Всевышнего», как еще часто называют тюльпан, и украшают порой свои религиозные облачения.
Очень активно данную символику использовали турецкие каллиграфы. Существует бесчисленное множество их произведений, где «Аллах» пишется в форме цветка тюльпана, либо эти два слова соседствуют друг рядом с другом, либо тюльпан даже заменяет слово «Аллах». Подхватили эту традицию и современные каллиграфы.
Осмысление тюльпана как цветка Всевышнего нашло свое отражение и в религиозной поэзии ислама. Так, мусульманские поэты сравнивали красные лепестки цветка, которые похожи на языки пламени, с огнем на святой горе Синай, где Бог, согласно Св. Корану, в беседе с пророком Моисеем/Мусой проявил Себя через полыхающий куст.
Для полноты картины можно добавить, что если тюльпан стал символом Бога в мусульманской традиции, то роза стала символом благословенного Пророка. Иногда эти два цветка изображают друг рядом с другом подобно тому, как многие мечети украшаются двумя кругами, в одном из которых написано «Аллах», а в другом — «Мухаммад», что является указанием на исламскую формулу веры «Ля иляха илля Ллах, Мухаммад расулю Ллах» («Нет божества, кроме Бога, Мухаммад — посланник Бога»). Также Аллах/тюльпан можно встретить в графическом ансамбле с главным символом ислама — полумесяцем, арабское обозначение которого — хилал — состоит из тех же букв, что и арабское «Аллах» и тюркское наименование тюльпана: один «алиф», два «ляма» и одно «ха».
ЭПОХА ТЮЛЬПАНОВ
Особую популярность в тюркском мире тюльпан получил в первой трети XVIII века, во время правления Ахмеда III. Султан и его соратник великий визирь Дамад Ибрагим-паша чрезвычайно любили эти изысканные цветы, тратили большие деньги на их приобретение и даже сами выводили новые сорта. Это время вошло в историю как «эпоха тюльпанов» (lale devri).
Олицетворением того периода, прославившегося большими достижениями в развитии османского государства, стал особый вид тюльпана, выведенный в Стамбуле, который начал появляться повсюду: в орнаменте прикладного искусства, в миниатюрах рукописных книг, в декоре архитектуры и, конечно же, в садах, которые разбивались в то время не только знатью, но и средними слоями общества. С тех пор и по сей день тюльпан — это неофициальный символ Турции. При этом силуэт турецкого тюльпана несколько отличается от татарского. У турок он более вытянут и остроконечен, у нас же цветок имеет более округлые формы.
К слову, от Османской империи увлечение тюльпанами подхватила в свое время и Европа. Именно благодаря османам Голландия и по сей день является крупнейшим производителем и экспортером этих цветов по всему миру. Видимо, от турок массовая любовь к тюльпанам перекочевала также и к татарам, хотя есть все основания полагать, что это было общетюркское явление.
БОЖИЙ ХРАМ МИРА
Итак, получается, что государственный герб республики Татарстан венчает символ Бога. Не думаю, что его авторы подразумевали именно такое значение, когда принимали решение включить изображение тюльпана в республиканский герб. Полагаю, они вообще не знали про символику этого цветка в контексте мусульманской культуры. Для них он был просто олицетворением чего-то очень татарского, как и для большинства из нас. Но именно в этой неосознанности и скрывается глубокий смысл.
Изображение тюльпана и божественного имени «Аллах» на старинном шамаиле из храма Священной Каабы. Исторический музей г. Мекки. Фото — муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина |
Религия сегодня растворена в нашей светской культуре и ментальности настолько, что мы даже не воспринимаем ее наследие как нечто отдельное от нас. Религиозное, словно вода для рыб, стало для нас такой привычной средой, которую мы даже не замечаем. Это часть нас самих, даже если кто-то и не склонен считать себя религиозным человеком. Мы прославляем Бога и поминаем Пророка через свои татарские фамилии, унаследованные от прадедов, мы незаметно для себя цитируем Священное Писание в народных поговорках и пословицах. И наконец, мы, сами того не осознавая, ставим символ Бога в буквальном смысле превыше всего остального в государственной символике своей республики.
Многие склонны понимать религию крайне узко, связывая ее лишь с молитвенным ковриком, посещением Мекки или нечто подобным. Однако Пророк учил смотреть на духовный путь человека намного шире. Например, он говорил, что убрать камень с дороги — это тоже часть веры, а в простой улыбке ближнему заключено большое благодеяние (садака). Пророк призывал нас не ограничивать свою набожность стенами храма. И потому он часто говорил людям о том, что вся земля и есть Божий храм. С этой точки зрения, деление нашей жизни на светское и религиозное крайне условно. Все это лишь формы выражения единых в своей основе общечеловеческих ценностей любви, добра и милосердия. А откуда в конечном итоге исходят эти ценности — от Бога или Природы — каждый решает для себя сам.
Опубликовано: http://www.business-gazeta.ru/readblog/3026/974/