Представляем вашему вниманию статью начальника молодежного отдела ДУМ РТ Айнура Ахметшина.
«Не сдвинутся с места ноги раба в Судный день, пока не спросится у него о четырех вещах: о его жизни – как он ее провел, о его молодости – на что он ее потратил, о знаниях – как он их применил, об имуществе – на что потратил».
Пророк Мухаммад (с.а.в.)
Как известно, увеличение числа практикующих мусульман в стране происходит в первую очередь за счет молодежи. Чтобы это проверить достаточно сходить на жомга-намаз в любую из городских мечетей не только Татарстана, но и всей России. Большинство мусульман в них это люди молодого возраста: от 18 до 35 лет. Есть еще и старики, а среднего возраста людей очень мало.
Молодежь, которую мы встречаем в мечетях, в общем, такой же продукт своего времени, как и остальные их сверстники. Социализация этой молодежи происходила не в эпоху советской власти, а в эпоху информационного общества, которое диктует свои законы и правила.
Сейчас именно молодежь знает, как правильно пользоваться инструментами современных технологий, касается ли это науки или речь идет о сфере производства, средств массовой информации и экономики.
Именно в наше время благодаря развитию высоких технологий стало возможно появление молодых миллиардеров, которым не исполнилось и 35 лет. IT сфера, от программистов до директоров, заполнена также молодежью. Сегодня все чаще появляются очень молодые министры, главные редактора СМИ и директора производств. Если в прежние годы ключевое значение имел опыт, теперь же не менее важно стало уметь пользоваться современными методами работы, актуальными технологиями. Модернизация любой сферы непосредственно связана с омоложением ее участников.
Отличие современной молодежи, если мы говорим о России, от старшего поколения заключается, в том числе и в том, что среди молодого поколения все чаще можно встретить более серьезное отношение к религии. Поэтому пока очень редко можно наблюдать картину, когда в мечеть ходят и сын и отец. Порой, обращение, например, к Исламу происходит даже вопреки желанию старшего поколения.
Для родственников, сознание которых сформировалось в эпоху воинствующего атеизма или же дикого капитализма, обращение детей к религии является практически необъяснимым фактом.
Для старшего поколения религия, в лучшем случае, это набор символов или скорее один из признаков этнической идентичности, но не более. Те глобальные вызовы, с которыми столкнулось старшее поколение, после распада СССР, стали для него неожиданностью. Это привело к их духовному кризису, следствием чего стал кризис более широко порядка: рост алкоголизма, наркомании, кризис семейных ценностей и т.д. Определенная часть молодого поколения смогла найти свой духовный путь в этом мире и адаптироваться к новым условиям: многие татары, башкиры, и представителей других национальностей нашей страны обратились к Исламу. Эта городская в массе своей молодежь очень продвинута, начитана, легко обучается технологиям, не боится нового.
Молодежь обращается к Исламу как главному источнику справедливости, душевности и искренности. Совершенно логично, что они, придя к Исламу, желая больше узнать о своей религии, направляются в мечети. Именно там они хотели бы найти своих единомышленников, ощутить мусульманское братство, увидеть честное отношение друг к другу. Ислам для них альтернатива тем порокам, которыми поражено наше общество, ведь это думающее поколение.
Именно поэтому крайне важно то, каким образом поставлена работа при каждой мечети в Татарстане, как эту молодежь там встречают, что может им предложить современная мечеть. Однако с чем порой приходится сталкиваться этому ищущему поколению на деле?..
Именно неумелая работа с молодежью является одной из ключевых причин их радикализации.
Как уже было сказано, новое поколение мусульман продвинуто, имеет светское образование и активно занимаются изучением религиозных предметов. Стоит ли говорить, что потребности и запросы этого нового поколения молодых людей, также высоки?
Эта молодежь активно интересуется тем, что происходит в мире, они остро реагируют на те социальные проблемы и разного рода несправедливости, которые присутствуют в нашем обществе. Поэтому мусульманской молодежи нужны новые проекты и нужны лидеры, которые отвечали бы им настроениям.
Необходимо адекватно воспринимать важность молодёжи, поскольку именно она может нести ту великую миссию, способную оздоровить наше общество. И надо признаться честно, что сейчас идет борьба за умы молодого поколения между теми, кто хочет дестабилизировать мусульманскую общину нашей страны и теми, кто призывает их к миру и созидательной работе.
В этой связи важно напомнить, что в этом году в муфтияте Татарстана произошли важные изменения. Практически полностью обновился его руководящий состав.
Все руководство ДУМ РТ теперь молодо и именно благодаря этому данная организация стала гораздо более мобильной, активной и эффективной.
Изменения на лицо: поднимается богословский авторитет ДУМ РТ, активизировалась политика в издательской сфере и в сети Интернет, на совершенно новый уровень вышла социальная работа.
Неудивительно, что именно на данных направлениях сделан акцент ее работы, так как молодежь нуждается в серьезной и, что самое главное, искренней богословской поддержке. Ведь именно уровень богобоязненности и знания определяет авторитет современных мусульманских лидеров в среде молодежи.
Освоение Интернет-пространства является потребностью времени. Молодежь сейчас в Сети и именно через этот канал можно достучаться до нее, сделать большой и серьезный шаг в ее сторону.
Социальная работа же, это практическое воплощение исламских идей справедливости, социальной ответственности и мусульманского участия в жизни общества.
За несколько месяцев отделами ДУМ РТ, ответственными за социальную работу, были проведены уже десятки различных мероприятий: от создания волонтерских отрядов и конференций, до благотворительных обедов и работ с инвалидами, сиротами и пенсионерами. Именно сегодня формируется социальная доктрина мусульман Татарстана. На наших глазах.
Всем известно, что различные религиозные радикальные группы, завоевывают популярность благодаря манипуляции на теме социальной справедливости. Однако в действительности это уловка и не более. Главная их цель – через демагогию и популизм завербовать в свои ряды новых членов. Реального решения они не предлагают. Поэтому крайне важно традиционному духовенству, представителям традиционных мусульманских институтов сделать акцент в своей работе на реальном социальном служении. Только настоящая благотворительная работа с привлечением в нее молодежи способна не допустить в татарскую мусульманскую среду радикалов и провокаторов.
Экстремизм является главным врагом традиционного мусульманского мировоззрения, потому что он противоречит духу и букве ислама. Он разрушает образ ислама и вредит миллионам мусульманам по всему миру.
От него самого исламское сообщество страдает больше чем кто-либо. Поскольку экстремистские группы дестабилизируют положения в регионах, где мусульмане живут и создают негативный имидж последователей этой религии во всем мире. Да что там говорить – сами мусульмане больше всего и гибнут от рук тех, кто прикрывается знаменем ислама. Такая вот трагедия, с которой нам пришлось столкнуться.
Повышенная подозрительность в отношении мусульман во многом является следствием наличия экстремистов. Надо честно признаться, что запрет мусульманских книг, среди которых немало классических фундаментальных работ, которые мы наблюдаем по всему миру, ущемления мусульманок в исламской одежде и т.д., стало следствием того, что к мусульманам стали относится с большим подозрением из-за деятельности экстремистов. Несмотря на то, что они являются мизерным, практически ничтожным процентом среди всех мусульман мира, своими преступлениями они портят жизнь всем мусульманам планеты. Поэтому до мусульманской молодежи необходимо донести, что спекуляция различных деструктивных течений на социальной справедливости не больше чем уловка, которая к реальному решению проблемы не имеет никакого отношения.
Мусульманская молодежь должна почувствовать, что для решения проблем современного общества и восстановления социальной справедливости, нужно прийти в любую из наших мечетей, вступить, например, в волонтерский отряд или же получить практические знания по работе с разными группами обездоленных и преступить к делу!
Только реальным делом в социальной работе, а также уровнем образования имамов, можно отвлечь нашу молодежь от влияния деструктивных сил. Поэтому совершенно правильно, что работа современного ДУМ РТ строится на повышении уровня богословия, образования, издательской деятельности, Интернет-присутствия и, что особенно важно, социальной работы. Именно такой комплексный подход и является ключом к решению этой проблемы.
Именно молодежь сейчас определяет лицо современного российского ислама. Умение слушать и понимать их, а также говорить с ними на одном языке, определяет конкурентную способность традиционных мусульманских структур в нашей стране. И, на мой взгляд, современное Духовное управление мусульман Республики Татарстан может стать примером для всех российских муфтиятов, моделью, которую в будущем будут изучать и внедрять во всех регионах нашей страны.
Айнур АХМЕТШИН, info-islam.ru
«Неумелая работа с молодежью причина их радикализации» (Айнур Ахметшин)
23 сентября 2013 года 08:41
Другие журналы
Посол Индонезии в РФ: "Я увидел очень много сходств между мусульманами Индонезии и Татарстана"
Сотрудничество Духовного управления мусульман Республики Татарстан с мусульманскими странами выходит...
08 июля 2016 года 16:20