РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МУСУЛЬМАН

26 ноября 2012 года 12:08

Сегодня, Хвала Всевышнему, очень большой интерес вызывает проблема исламского образования. Пусть часто этот интерес связан с критикой явных проблем, возникающих в этой сфере, однако, на наш взгляд, это свидетельство того, что в этой области происходят постоянные изменения, преобразования.

Сегодня, наверное, самым ярким преобразованием, которое пытаются активно превратить в жизнь духовные лидеры нашей страны, это универсализация учебной системы, ее унификация. Безусловно, сказать, что у нас в стране идеологическое однообразие, нельзя, поэтому соответственно проблема единства в образовательной сфере для нашей уммы актуальна. При этом часто к исламской образовательной системе примеряют методологию и подходы, используемые в светском образовании. В этом, на наш взгляд, есть как положительные моменты, так и отрицательные. Попробуем рассмотреть их более детально, при этом мы, конечно, не претендуем на абсолютную объективность.

В нашей недавней беседе с председателем Совета улемов РТ Рустамом Батровым мы смогли узнать, какая работа сегодня ведется по усовершенствованию системы мусульманского образования в Республике Татарстан. В частности, в качестве одного из этапов этого процесса он назвал проверку состояния мусульманских образовательных учреждений республики для того, чтобы они сами смогли понять, какие они имеют проблемы в учебном процессе. В дальнейших планах введение в эти учреждения новых педагогических методов в образовательный процесс, среди которых система тестов, психолого-педагогические методики и прочее. Мы не можем не согласиться с тем, что подобные изменения нужны для того, чтобы не возникало в последующем проблем при профессиональной и социальной интеграции выпускников. Также вполне вероятно, что это сможет повысить уровень знаний шакирдов наших медресе. Здесь, как нам, кажется, необходимо сделать некоторые уточнения относительно новых методов обучения в медресе. Сегодня новометодные школы часто ассоциируют с воспоминаниями о джадидистких медресе, поскольку именно джадидизм стал новой вехой в истории мусульманской образовательной системы на территории нашей страны, причем он был явлением самобытным, а значит, отвечал тогдашним потребностям уммы. Сегодня же говорить о джадидской преемственности возможно не актуально, поскольку преобразования, которые предполагал джадидизм уже работают в наших медресе и исламских университетах, также система современного светского образования во многом исключает необходимость некоторых из этих преобразований, например, широкого введения в учебный курс медресе светских дисциплин. Также важен тот факт, что в средних медресе, с трех- или двухлетнее системой обучения курс необходимо рассчитывать, так чтобы не страдал основной курс богословских дисциплин. При таких условиях даже включение курсов информатики достаточно затруднительно при расчете учебной нагрузке. А если учебное заведение имеет образовательную лицензию и выдает выпускникам диплом государственного образца, то ситуация еще сложнее, поскольку согласно определенным требованиям учебная нагрузка имеет свои ограничения.

Собственно мнение руководства некоторых медресе о цели образовательного процесса подтверждает и нашу точку зрения, согласно которой основной упор в таких учреждениях должен делаться на богословские дисциплины и на воспитание в рамках соответствующей религиозно-культурной традиции, так как главная цель здесь- это формирование личности мусульманина с опорой на определенную мировоззренческую систему. С учетом последнего применение светских образовательных методик должно быть очень осторожным, поскольку на данном этапе даже в светских образовательных учреждениях многие новшества апробируются неуспешно, например, система тестирования и др. Поэтому, на наш взгляд, очень хорошо, что сегодня происходит взаимодействие образовательных структур: светской и религиозной. Как пример данного взаимодействия можно привести работу в различных медресе, как в в Татарстане, так и в других регионах страны. Как известно, хазраты медресе часто проходят курсы повышения квалификации при разных ВУЗах. В Татарстане это Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РИУ, в Башкирии Педагогический университет г. Уфы и др. Для обычного ВУЗа, школы, колледжа это обычная процедура, однако для некоторых медресе, которые являются единственными в регионе, как в случае с Оренбургской областью, где действует одно медресе «Хусаиния», это большой шаг. Безусловно, в исламской традиции заложен огромный педагогический потенциал, поскольку основой исламской педагогики является не бюрократическая система, но личные отношения ученика и учителя, построенные на основах адаба. Однако сегодня актуальна проблема адаптации любых методов с учетом региональных особенностей. Это особенно важно в условиях идеологических конфликтов в рамках одной конфессии. В этой ситуации необходимо помнить в первую очередь о том, что Ислам призывает человека включаться в активную общественную жизнь, а не ставить себя в оппозицию к происходящим социальным процессам. Собственно призыв к получению знаний в нашей религии и является социальным инструментом, который нацелен не только на отдельную личность, но на общество в целом.

 

Гумирова С.М.

источник: magarifrt.ru

Другие журналы

Душа без Вдохновения

02 августа 2011 года 14:08

Вопросы к улему

26 июля 2011 года 09:44

Авангард Ислама

26 июля 2011 года 09:01
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей