В Татарстане у мусульманок свои проблемы, в Америке - свои

15 ноября 2012 года 14:50

Женщина в хиджабе как магнит, только вместо железных опилок она моментально притягивает проблемы. Легким движением руки завязывая платок, она, видимо, намагничивается, а еще порождает множество вопросов относительно своего положения в современном обществе.

Количество студентов увеличивается за счет мусульманок

Вчера в Казани по- новому откликнулись на женскую проблему – поговорили об отношении к мусульманкам в современном обществе, о том, насколько психологически комфортно женщинам, исповедующим Ислам, о социальной активности за круглым столом на тему «Женщина в свете Священного Корана». Начальник учебного отдела ДУМ РТ Айдар Карибуллин уверен, что эти вопросы волнуют мусульманскую общественность, и требуют решения, а раз проблема оговорена, то она наполовину решена.

Он подтвердил корреспонденту Islam-today.ru данные о том, что более 70 процентов студентов исламских учебных заведений заочного и вечернего отделений - девушки. На дневном отделении количество девушек и юношей пока одинаково в процентном соотношении, но наблюдается явное увеличение количества студентов в пользу женского пола, потому что мусульманки стремятся к знаниям, уверен он.

Стремление мусульманок к знаниям решил подтвердить историей о женщине, которая 40 лет говорила только аятами из Корана имам-хатыб мечети «Тынычлык» Камиль хазрат Самигуллин. Он отметил, что в Коране много аятов посвящено женщинам, что помогает лучше понять их роль в обществе. А мнение о том, что женщины не могут стать учеными или Коран-хафизами, он назвал ошибочным.

«В этих вопросах не надо впадать в крайности»

По мнению Лейлы Алмазовой, старшего научного сотрудника института им.Ш.Марджани Академии наук РТ, в каждой стране проблемы мусульманок связаны с теми условиями, в которых существует то или иное общество.

«В Таджикистане, например, девушки в хиджабах не могут поступить в высшие учебные заведения, такая картина наблюдалась и в Турции. Во Франции положение мусульманок тоже сложное: в образовательных учреждениях надевать хиджабы не разрешается. Противоположная ситуация в Иране и Саудовской Аравии, где женщину в светской одежде буквально в аэропорту заставляют надеть платок», - объясняет она.

Л.Алмазова обрисовала две крайности, справедливо намекая на то, что логичнее было бы придерживаться золотой середины, коим, на ее взгляд, является ситуация в Татарстане, ровно как и в Америке, где женщина сама для себя определяет какую одежду носить. «Нам в этом плане повезло, - считает она. – Женщины в хиджабах в Татарстане чувствуют себя комфортно. Бывают, конечно, и исключения. Я сама была очевидцем того, как в автобусе мужчина, увидев двух мусульманок, громогласно назвал их монашками».

Чтобы создать положительный образ мусульманки, что способствовало бы решению многих проблем, по мнению Л. Алмазовой, государство на представителей всех религий должно смотреть одинаково, а духовные управления мусульман должны работать не только с мусульманами, но и с представителями других конфессий участвовать в совместных проектах.


«В Исламе впереди идет не демократия…»

Бывает, мусульманки сами создают проблемы на свою голову из-за безграмотности в вопросах религии и этики. «В Уфе я зашла в одну мечеть. Девушка в непреметном платке, в кофточке с короткими рукавами зашла за мной и села в первом ряду с бабушками. Последние с руганью набросились на девушку, она вынуждена была уйти, но молодые мусульманки остановили ее, позвали сесть рядом. Знаете, важнее одежды то, что внутри. Если будут добрые примеры, у людей сформируется позитивный образ мусульманки», - добавила эксперт.

Есть понятия «демократия» и «демократия в Исламе», которые по мнению преподавателя мечети «Гадел» Фании абыстай, мы не различаем. В Исламе, по ее словам, впереди идет не демократия, а обязанности. Она отметила, что женщины всегда служили делу развития религии, «институт абыстай» никогда не прекращал свою работу, способствуя строительству мечетей, организации религиозных уроков и многому другому.

«Кризисные ситуации только обнажают новые проблемы»

Занимаясь этой проблематикой более 20 лет, Лейла Алмазова пришла к выводу, что проблема актуальна для всего мира. В Татарстане своя проблема, в Америке своя.

«Что касается нашей полосы, то у нас своя специфика, связанная с тем, что, во-первых, татары живут не в мусульманском государстве, во-вторых, половина населения мусульмане, но при этом государство светское с превалированием христианства. Поэтому наша ситуация отличается, но некоторые проблемы схожи: проблема радикального ислама, мусульманского образования, проблема, связанная с взаимоотношениями с светским большинством», - добавила она.

Эти вопросы не могут до конца решиться и, по мнению Алмазовой, постоянное развитие и кризисные ситуации только обнажают эти новые появляющиеся проблемы. «Сказать, что мы сейчас соберемся и все решим – невозможно. Жизнь развивается, и исходя из той ситуации, в которой мы находимся, и специалисты по исламу, и мусульмане, и светское общество находятся на разном уровне решения этих проблем», - заключила она.


«Главное, чтобы то, для чего ты создан, воплотилось в тебе»

Говоря о большей или меньшей тяге мусульманок к знаниям, Лейла Алмазова вспомнила случай, когда с девушками в хиджабах изучала арабский язык. «Собрались старательные люди, но все равно, тот факт, что они изучают арабский язык ради Аллаха, а не ради диплома, не сыграл положительную роль. Казалось бы, надо проявлять чудеса рвения, но язык изучался достаточно медленно без особого эффекта. В мечети, где мягкая ситуация с преподаванием, люди приходят по зову души и не так старательны», - объяснила собеседник.

Заметим, что немало примеров, когда чудеса рвения ради Всевышнего люди проявляли и дома за столом, осваивая такой материал, который в других условиях осваивать невозможно, при этом, без всяких мыслей о какой-либо «корочке».

Если брать академическую сферу, где мусульманки тоже пытаются проявить себя, то исследователь отмечает, что вероубеждение человека здесь не имеет никакого значения, и старательности от этого больше не становится. «У некоторых судьба складывается таким образом, что они вынуждены самоутверждаться и быть активными мусульманками, - отметила она. - Главное, чтобы то, для чего ты создан, воплотилось в тебе. Если это наука – замечательно, если это материнство, супружество - тоже отлично».


Алсу Бадаева

 

источник: islam-today.ru

Другие журналы

Объединяющая сила добра

27 сентября 2011 года 22:28

Встреча в "Шарык"

27 сентября 2011 года 22:18
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей