string(53) "http://dumrt.ru/ru/articles/society/society_4446.html"
31.08.2012 13:09

Вера в Аллаха подразумевает признание сотворенности мира. Если материалисты считают, что Вселенная и все, что в ней есть, существовали всегда и лишь превращались из одного вида объектов в другие, то мы – мусульмане – считаем, что мир сотворен. Причем сотворен не из какого-то готового материала, а сотворен из небытия. Творцом мира является Аллах Всевышний. Он существовал всегда и создал этот мир из ничего. Он создал различные виды творений и одарил их необходимыми благами. Солнце, планеты, воздух, вода, пища, одежда, тело, душа и еще многое, помимо этого, являются Его дарами нам и другим творениям. Следовательно, мы должны быть Ему благодарны, а для этого, в первую очередь, необходимо его познать. Познать же Его можно, только изучив Его прекрасные и совершенные имена и качества (атрибуты).

  1. Имена Аллаха

АЛЛАХ – это величайшее из Его имен, оно заключает в себе смысл всех остальных имен и атрибутов. Это имя собственное, и оно не произошло от какого-либо корня.

АР-РАХМАН, АР-РАХИМ (ВседоброМилосердный, Всеполно- и ВсецелоМилосердный)[1]

Оба эти имени являются производными от «ар-рахма» (милосердие, милость), однако «Ар-Рахман» имеет более широкий смысл, а «Ар-Рахим» – более узкий. «Ар-Рахман» подразумевает божественную милость, касающуюся всех, независимо от веры и праведности. Как мы видим, Аллах милостив в этом мире ко всем своим созданиям, Он всех наделяет необходимыми благами. Что же касается имени «Ар-Рахим», то оно подразумевает милость Аллаха к верующим преимущественно в Судный день, когда Он, простив их грехи, облагодетельствует их Раем. Несмотря на то, что милосердие есть и в человеке, человеческое милосердие нельзя сравнивать с божественным. Человек может иметь это чувство, но не иметь возможности его проявить, или он может иметь возможность, но не иметь намерения или желания проявить милосердие к кому-либо. Милосердие человека ограничено человеческими возможностями и сущностью.

АЛЬ-МАЛИК (Властелин, Владыка)

Всевышний Аллах – абсолютный и безграничный властелин и владыка всего сущего. Да, в человеке тоже может быть это качество, однако оно сильно ограничено. Максимум власти и имущества, который человек может получить в этом мире, – это мировое господство. Однако он не способен достичь этого в одиночку, он опирается на советников, друзей, компаньонов, армию, технику и т. д. В то же время это господство ограничено его жизненным сроком. Когда его душа отойдет в мир иной, он сразу же потеряет и власть, и богатство, и дом, в котором жил, и машину, на которой ездил, и одежду, которую надевал, и даже тело, которое считал своим собственным. Что же касается божественной власти, то она не нуждается в чьей-либо, помощи, поддержке, ее невозможно отнять или ограничить. Аллах всегда был, остается и будет единоправным, единоличным Владыкой и Властителем всего сущего.

АЛЬ-МУТАКАББИР (Всевеличайший)

Человек не имеет права даже на малейшую долю этого божественного качества. Если это слово употребляется в отношении человека, то сразу же приобретает отрицательный смысл – «высокомерный». Аллах порицает это качество и через хадис сообщает нам, что обладатель этого качества даже в ничтожном количестве не войдет в Рай. Это связано с тем, что, каких бы высот человек ни достиг в этом мире, это не его заслуга. Президент государства, богатейший бизнесмен, величайший ученый, известнейший спортсмен – ни один из них не достиг бы всего этого, если бы Аллах не даровал им здоровье, разум, время, связи и т. д. Поэтому все эти достижения есть результат только Божественной Милости.

АЛЬ-ХАЛИК (Определяюще-Творящий)

Только Аллах является творцом всего сущего.

АЛЬ-БАРИ (Дарующий бытие после небытия)

Только Аллах дарует бытие после небытия.

АЛЬ-МУСАВВИР (Формирующе-Творящий)

Может показаться, что имена «Аль-Халик», «Аль-Бари» и «Аль-Мусаввир» – всего лишь синонимы, что каждое из них исходит из смысла творить и созидать. Однако это не так, ведь все, что является из небытия в бытие, нуждается, во-первых, в задумывании, во-вторых, в непосредственном даровании бытия (согласно задуманному) и, в-третьих, в придании соответствующей формы. А потому Аллах есть Халик, как задумывающий чье-то бытие, есть Бари, как создающий и творящий, есть Мусаввир, как (в лучшем виде) придающий формы Своим созданиям.

АЛЬ-ГАФФАР (Скрывающе-Прощающий)

«Аль-Гаффар» – это Тот, Кто выявил прекрасное и скрыл безобразное, в физическом и духовном смысле. Первое, что скрыл для человека Аллах Всевышний, – сокрыл внутри человека безобразные на вид мерзости человеческого тела. Он прикрыл их красотами внешности. А как далеко друг от друга то, что внутри, и то, что снаружи! Так взгляните же, что Он выявил, а что скрыл... Второе, – это то, что Он приспособил для расположения порицаемых мыслей и безобразных желаний сокрытую от посторонних взглядов душу и сердце человека. Если только представить, что людям откроются приходящие порой на ум мысли или сокрытые в душе неискренность, вероломство и недоверие... Вне всякого сомнения, от этого они придут в негодование. Более того, это приведет к кровопролитию и гибели. Так взгляните же, как Он скрыл от других чужие секреты.

Кроме этого, человеческие грехи относятся к роду безобразного. Всевышний скрывает их в этом мире и не наказывает за них в будущей жизни. Само прощение и есть сокрытие плохого.

АР-РАЗЗАК (Всенаделяющий, Всепитающий)

«Ар-Раззак» – это Тот, Кто создал источники пропитания, сделал их доступными для людей, а также сотворил причины наслаждения ими.

Под словом «ризк» понимаются все блага, исходящие от Аллаха. Это и тело, и воздух, и вода, и пища, и жилье, и транспорт, и книги, а также и духовная пища. Несмотря на то, что и в человеке частично проявляется это качество, оно никак не сравнимо с божественным. Во-первых, человеку для того, чтобы кого-либо наделить пропитанием, нужно приложить массу усилий и энергии: весной обработать землю, посеять, все лето ухаживать, а осенью собрать урожай. Что же касается Аллаха, то для него все очень просто: «Кун фа якун» (Его повеление «Будь» – и все необходимое возникнет). Ярким примером тому служит стол, накрытый яствами, которые были ниспосланы по просьбе сподвижников пророка ‎‘Исы, мир ему, а также те фрукты, которыми Аллах одарил его мать Марьям.

Человеческая способность одарить кого-либо пропитанием ограничена его возможностями. Человек не способен одарить пропитанием все семимиллиардное население планеты, а если к ним добавить всех животных, насекомых, микроорганизмы и джиннов, проживающих на Земле, то возможности человека выглядят ничтожными. Для Аллаха же наделить их всех пропитанием не составляет никакого труда. Более того, для каждого региона и вида Он создал свой вид пропитания.

АЛЬ-ХАФИД, АР-РАФИ‘ (Принижающий достойное принижения, Возвышающий достойное возвышения)

Это Тот, Кто принижает недостойных, делая их (в конечном итоге) несчастными, и Тот, Кто возвышает верующих, даруя им счастье. Он Тот, Кто возвышает Своих угодников божественной приближенностью, и Тот, Кто принижает Своих врагов (удалением от Своих милостей). Делать подобное доступно одному Аллаху Всевышнему, ведь Он Аль-Хафид, Ар-Рафи‘.

АЛЬ-ХАФИЗ (Храняще-Поддерживающий причины бытия)

«Аль-Хафиз» – это истиннохранящий. А понять такое можно, лишь осознав смысл слова «хранить», которое предполагает две вещи.

Первое – это продолжение и продление бытия всего сущего, противоположное уничтожению и лишению бытия. В этом смысле Аллах Всевышний – хранитель небес, земли, ангелов (срок бытия которых существенно растянут), а также животных и растений (срок бытия которых не столь велик). Он каждое мгновение поддерживает существование каждого человека, животного, насекомого и так далее. Когда же Аллах перестает поддерживать кого-либо, тот переходит в мир иной, перестает существовать.

АЛЬ-МУХЙИЙ, АЛЬ-МУМИТ (Творец жизни и смерти)

Значения этих имен также напрямую связаны с процессом творения. Когда творимое сопряжено с жизнью, процесс создания называется оживлением. Когда же творимое есть смерть, процесс именуется умерщвлением. И нет иного создателя смерти и жизни, кроме Аллаха, как нет иного наделяющего смертью и жизнью, кроме Него.

АС-САМАД (Предел всеобщих устремлений и радений)

«Ас-Самад» – это Тот, к Кому направляются в нуждах, к Кому устремляются в мечтах и желаниях (ведь именно Он предел всякого господства). Абсолютный «Ас-Самад», несомненно, лишь Тот, к Кому все устремлены со всеми нуждами, а Таков – только Аллах.

АЛЬ-ГАНИЙ, АЛЬ-МУГНИЙ (Всесвободный от нужд, Всеизбавляющий от нужд)

«Аль-Ганий» – это Тот, Кто никоим образом не зависит от чего-то извне: ни сутью, ни характеристиками. Более того, это Тот, Кто вообще превыше всякой связи с кем бы то ни было.

Аллах является также и аль-Мугний. Однако тот, кого Он обогатил и сделал (относительно) независимым, не становится абсолютно обеспеченным и независимым от внешних факторов. Он в любом случае нуждается во Всевышнем.

Кроме перечисленных, у Аллаха еще множество других прекрасных и совершенных имен. Но даже те несколько, которые мы здесь раскрыли, должны вызывать в душе верующего чувства благоговения, благодарности, восхищения и признания своей ничтожности. Нет ни у кого власти, могущества, силы, величия, кроме Аллаха. Аллах Велик. Хвала Ему.

  1. Качества (атрибуты) Аллаха

Наши мусульманские ученые в своих книгах подробно рассматривают следующие божественные атрибуты:

1. Аль-Вуджуд (Бытие).

2. Аль-Кыдам (Безначальность, Извечность).

3. Аль-Бака’ (Бесконечность, Вечность).

4. Аль-Мухаляфат ли-ль-хавадис (Отличие от творений).

5. Аль-Кыйяму бинафсихи (Независимое существование).

6. Аль-Вахданийя (Единственность).

7. Аль-Хайят (Жизнь).

8. Аль-‘Ильм (Знание).

9. Аль-Ирада (Воля).

10. Аль-Кудра (Могущество).

11. Аль-Калям (Речь).

12. Ат-Таквин (Создание).

13. Ас-Сам‘ (Слух).

14. Аль-Басар (Зрение).

Однако, кроме перечисленных, Всевышнему Аллаху присущи многие другие атрибуты, являющиеся производными от Его имен.

Собственный Атрибут (Атрибут Бытия) (Аль-Вуджуд)

Бытие означает существование. Аллах существует, однако Его существование отличается от всего сущего. Существование Божественной Сущности обязательное, а его противоположность, небытие, – неприемлемо и абсурдно. Атрибут Бытия является вечным, безначальным Атрибутом, описывающим божественную Сущность. Атрибут Бытия – это основа и суть всех остальных атрибутов Аллаха[2].

Наши суннитские богословы нашли множество доказательств, подтверждающих существование Аллаха. И, конечно, в первую очередь, это аяты Корана. Анализируя их содержание, можно установить, что в большинстве этих аятов содержится призыв к изучению окружающего мира, которое должно привести к познанию существования Аллаха и Его атрибутов. Например, в одном из таких аятов сказано:

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [Воле Аллаха] между небом и землей, – во всем этом знамения для разумных людей» (2:164).

Этот аят представляет все упомянутые в нем события и явления как знамение (доказательство) существования Аллаха. В другой группе аятов сказано:

«Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды, как вознесено небо, как воздвигнуты горы, как простерта земля?» (88:17-20)

В этом аяте звучит призыв размышлять о созданиях Аллаха. И подобные размышления обязательно должны натолкнуть человека на мысль о Его существовании.

Другим видом доказательства существования Аллаха является доказательство, основанное на природе человека (фитра). Каждый человек рождается и живет с врожденной верой в существование Аллаха. Эта вера никогда не исчезает, а постоянно сохраняется в человеке и по мере его духовного прогресса или регресса может либо обостряться, либо притупляться. Подтверждение наличия врожденной веры заключается в том, что в трудных ситуациях люди склонны обращаться к Аллаху. В Коране говорится:

«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от беды, он уходит, как будто и не взывал к Нам, [моля избавить] его от постигшего горя» (10:12).

Вот пример такого доказательства: Джагфар ас-Садык, да смилостивится над ним Аллах, беседуя с неверующим, спросил у него: «Плавал ли ты когда-либо по морю?» Тот ответил: «Да». И Джагфар, продолжил: «А был ли ты в опасных ситуациях?» Тот начал рассказ: «Однажды мы попали в шторм, и наш корабль разбился. Я схватился за доску, но вскоре и она выскользнула у меня из рук. Через некоторое время волны выбросили меня на берег». Выслушав рассказ, Джагфар сказал: «В начале путешествия ты надеялся на корабль и его команду. Когда корабль разбился, ты надеялся на доску. А когда доска выскользнула у тебя из рук, ты смирился со смертью или надеялся на спасение?» Тот ответил: «Я надеялся на спасение». Джагфар спросил: «От кого ты ждал спасения?» Неверующий промолчал, и Джагфар ответил: «Ты ждал спасения от Аллаха, Который создал тебя».

Не менее интересным являются размышления по этому поводу богословов-суфиев. По их мнению, среди всего существующего, известного людям, самым очевидным является существование Аллаха. Человек не владеет более ясными, определенными, очевидными и само собой разумеющимися знаниями, чем знание о существовании Аллаха. И нет необходимости доказывать существование Всевышнего. Ибо стараться доказать очевидное – это напрасная, бесполезная трата сил[3].

Традицию поиска доводов, указывающих на существование Создателя, наши ученые продолжают и по сей день. Однако зачастую новые доводы связаны с современными научными открытиями и теориями. Приведем несколько примеров таких доводов:

  1. Вероятность того, что Вселенная возникла сама по себе, создав саму себя из ничего (из небытия), ничтожно мала. Исходя из закона о причинно- следственной связи, у каждого следствия должна быть причина, у каждого произведения – свой автор, а у всякого создания – Создатель. Следовательно, поскольку Вселенная существует, есть Тот, Кто обеспечил ее возможное существование. Предположение, что Вселенная возникла сама, то есть создала себя, – это такое же абсурдное и не отвечающее законам логики суждение, как, например, убеждение в возможности появления прекрасной картины без участия самого художника, или полета реактивного самолета без управления, или безаварийного плавания морского судна без капитана[4].

Это доказательство берет начала в первых веках Ислама, его часто связывают с именем нашего имама Абу Ханифы, да смилостивится над ним Аллах. Хотя Абу Ханифа больше известен как ученый правовед, но в молодости, до того как серьезно заняться фикхом, он часто вел дискуссии с атеистами того времени.

И вот однажды к Абу Ханифе пришла группа неверных с обнаженными мечами. Они хотели убить его. Увидев их, Абу Ханифа сказал: «Разрешите задать вам один вопрос, а затем делайте со мной, что хотите». Те согласились, и Абу Ханифа сказал: «Представьте себе корабль, плывущий по бушующему морю, без команды и капитана, следующий своему курсу, несмотря ни на какие штормы. Возможно ли такое?» Неверные ответили: «Нет». И Абу Ханифа спросил: «Как же вы можете утверждать, что этот мир, более сложный, чем вышеприведенный корабль, мог возникнуть сам по себе?»

  1. Белок составляет одну из главных субстанций всех живых организмов. Как известно, это белковое вещество состоит из пяти элементов: углерода, водорода, азота, кислорода и серы. В одной клетке белка находится около сорока тысяч молекул. На данный момент известны более ста химических элементов, которые находятся в природе в произвольном соотношении. А теперь подумаем, какова в процентном соотношении вероятность создания всего лишь одной клетки протеина, соединяющего в себе вместе пять элементов? И сколько времени и вещества для этого понадобится[5]?
  2. Еще один пример. Земля вращается вокруг своей оси со скоростью 1000 миль в час. Если бы это происходило не так, а скажем, Земля вращалась бы со скоростью 100 миль в час, то дни и ночи были бы гораздо длиннее, чем сейчас. А это бы означало, что каждый удлиненный день сжигал бы весь растительный мир, а удлиненные ночи уничтожали бы их, замораживая все оставшееся, конечно, при условии сохранения хоть какой-то части растительного мира[6].

Безначальность, Извечность (Аль-Кыдам)

Извечное, безначальное существование. Аллах является создателем всего, в том числе и времени. Исходя из этого, также считается абсурдным, что когда-то, даже до создания времени, Аллах не существовал. Аллах существовал вечно, и Ему не присуще рождение или возникновение. И в целом Его существование не привязано ко времени и не зависит от него. Безначальность или извечность является неотъемлемым атрибутом «обязательного существования». Противоположностью безначальности является возникновение, характерное для созданных. Аллах не возникал, не появлялся, не был создан или рожден.

Бесконечность, Вечность (Аль-Бака’)

Вечность, отсутствие конца. У Аллаха нет окончания бытия, Он не исчезнет, не будет уничтожен, не умрет. Бесконечность является одним из атрибутов «обязательно существующего». То, что безначально, должно быть бесконечным, не имеющее начала не имеет и конца. Противоположностью бесконечности является исчезновение. Абсурдно думать, что Всевышний Аллах исчезнет. В одном из аятов сказано:

 «Он – и первый, и последний» (57:3).

Отличие от созданных (Аль-Мухаляфат ли-ль-хавадис)

Аллах отличается от Своих творений. Все, кроме Аллаха, является возникшим и существует в рамках пространства, времени, материи. Аллах же отличен от объектов тварного, материального мира. Аллах – это Тот, Кто находится за пределами человеческого воображения. Ему не присущи качества созданных, такие как тело, цвет, запах, размер, форма, время, пространство, величина, организм и органы. Он не делится на части и не состоит из частей, поэтому если все, что нас окружает, состоит из атомов и молекул, то Аллах не состоит из этих частиц. В Коране сказано следующее:

 «Нет ничего подобного Ему» (42:11).

Суть имен и атрибутов Всевышнего Аллаха, упоминаемых в Коране, отлична от качеств предметов существующего мира. Поэтому атрибуты Аллаха толкуются без уподобления или сравнения их с чем-либо, без приписывания Ему тела (и, соответственно, места). Ведь нет подобия Аллаху ни в Сущности, ни в атрибутах, ни в деяниях[7].

Да, некоторые аяты Корана и хадисы содержат выражения, буквальное понимание которых несет человекоуподобительный смысл. Но поскольку истинный смысл этих слов и выражений известен только Аллаху, то нам следует вообще отказаться от какого-либо толкования этих аятов.

Причины сложности объяснения атрибутов Аллаха.

1. Первая причина сложности объяснения атрибутов Аллаха – это ограниченность человеческого разума.

2. Вторая причина – бедность человеческой лексики. Несмотря на все разговоры о богатстве человеческого языка, любой из языков беден для объяснения даже чувств и эмоций. Возьмем, например, следующее описание состояния человека: его сердце бешено билось, лицо покраснело, он часто дышал. Это описание может подходить и для гнева, и для волнения, и для любви, и для страха и др. Иными словами, не добавляя дополнительных описаний, мы не можем понять, о каком чувстве идет речь. Другой пример: мы не сможем объяснить слепому от рождения понятия «синий», «красный» или какой-либо другой цвет и не сможем объяснить человеку, который никогда в жизни не пробовал яблоко, вкус этого фрукта. Наш язык слишком беден, так что мы не можем хорошо описывать наши ощущения. И, тем более, он слишком беден для того, чтобы объяснить атрибуты нашего Создателя, Которого мы никогда не видели.

3. Третья причина – существование в языке полисемии – когда одно слово имеет несколько значений, иногда противоположных. Например, в одном из аятов Корана сказано (буквальный смысл): «Рука Аллаха – над их руками» (48:10). Среди ученых есть такие, которые говорят, что под словом рука подразумевается прямое значение – орган тела, однако это уже само по себе уподобление Аллаха созданиям. Другие ученые говорят, что в данном случае имеется в виду переносное значение, а именно сила, что, с точки зрения лексики языка, вполне приемлемо. Есть и такая группа ученых, которые говорят: «Мы принимаем то, что говорится в Коране «йад», но, какое из значений этого слова имеется в виду, известно только Аллаху». Последняя точка зрения является наиболее близкой к мнениям сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Еще один пример. Аллах в Коране сказал (буквальный смысл): «Воистину, ваш Господь – Аллах, который сотворил небеса и землю за шесть дней. Потом он утвердился на престоле» (7:54). В аяте употребляется глагол «истава», который имеет множество значений: «вознесся», «утвердился», «овладел». Некоторые из средневековых и современных ученых трактуют этот глагол в значении «сел», тем самым уподобляя Аллаха человеку. Что же касается суннитских ученых, то они допускают использование глагола «овладел». Что же касается Умм Салямы, да будет Аллах ей доволен, жены Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то она по этому поводу сказала: ««Истива» известно, а что оно из себя представляет, не доступно человеческому разуму». Имам Малик по этому поводу сказал: ««Истива» известно; как оно было, не известно; вера в него обязательна; а вопрос об этом является новшеством (бид’а)». Как видим, полный отказ от какого-либо пояснения подобных аятов был основным принципом для сподвижников и богословов первых веков Ислама.

Независимое существование (Аль-Кыйяму бинафсихи)

Все творения, существующие в этом мире, от чего-либо зависят и в чем-либо нуждаются. Например, человек в первую очередь для своего существования нуждается в пространстве, времени, теле, затем в воздухе, воде, пище, соответствующей температуре, в таких же людях, как он сам. Что же касается Аллаха, то Его существование абсолютно независимо. Он даже не нуждается в существовании своих творений. В Коране сказано:

 «Аллах, Который ни в чем не нуждается» (112/2).

Единственность (Аль-Вахданийя)

Единственность Аллаха является атрибутом, которому в нашей религии уделяется особое внимание. У Аллаха нет ни равного, ни подобного Ему, и Он – Один Единственный в Своей Сущности, Атрибутах и Действиях. Аллах един не с математической точки зрения как число, а един с точки зрения Своей уникальности. Нет ничего подобного Ему, что могло бы создавать и управлять созданным. В Коране единственность Аллаха аргументируется следующим образом:

«Скажи (о Мухаммад!): Земля и небо сгинули бы, если бы на них были другие боги, кроме Аллаха[8]» (21:22).

Жизнь (Аль-Хайят)

Аллах обладает атрибутом «Жизнь». Аллах живой, и Он дарует жизнь всему сущему. Он – обладатель вечной жизни, у которой нет начала и конца. Жизнь – это Атрибут совершенства Аллаха, ибо совершенное существование возможно только при наличии этого атрибута. Мертвое не способно даже оживить себя, не говоря уже о том, чтобы создать живое. Поскольку мир существует и многое в нем является живым, Создатель живого также должен быть живым. Противоположность жизни – смерть, приписывание этого понятия к атрибутам Аллаха считается абсурдным. В одном из аятов Корана об атрибуте Жизнь сказано:

 «Уповай же на Живого, Который не умирает, и славь Его, восхваляя» (25:58).

Знание (Аль-‘Ильм)

Следующий атрибут Аллаха – Знание. Аллах – Тот, Кто ведает абсолютно обо всем. Он знает о прошлом и будущем, о скрытом и явном. В то же время знание Аллаха отлично от знания Его творений. Оно не увеличивается и не уменьшается, и Ему нет необходимости прилагать какие-либо усилия для получения знания о чем-либо, это знание уже есть у Него. Аллах извечно знает обо всем, но при этом не оказывает принудительного влияния на совершение человеком определенных действий. Этот атрибут должен быть у Аллаха обязательно, ведь человеку для изготовления даже самых простых предметов требуются определенные знания, следовательно, Создатель всего сущего непременно должен быть знающим о его строении, функционировании и свойствах. Более того, Он сам закладывает все упомянутое в своем создании. В Коране о Божественном Знании сообщается:

«И у Него ключи к сокровенному! Знает о них только Он. Знает Он то, что на суше и в море. И не падет лист [с дерева] без Его ведома» (6:59).

Воля (Аль-Ирада, Аль-Маший’а)

Следующий божественный атрибут –  Воля. Всевышнему Аллаху присуще изъявлять желание. Он выбирает: какой вещи быть, а какой – не быть, определяет ее время и место, где и когда ей быть и где и когда не быть. То, что Аллах желает, происходит, а то, чего Он не желает, не происходит. Слово «маший’а» имеет такое же значение, как и слово «ирада». Атрибут «Воля» непременно должен быть присущ Создателю, поскольку в противном случае мир был бы возникшим произвольно. В Коране о Воле Аллаха сообщается:

«Аллах властен над небесами и землей. Он творит, что пожелает, Он дарует, кому пожелает, потомство женского пола, а кому захочет – мужского пола. Или же Он сочетает браком мужчин и женщин, а кого пожелает – делает бесплодным» (42:49-50).

Могущество (Аль-Кудра)

Аллах обладает неограниченным Могуществом и Силой. Этим атрибутом Он властвует над Вселенной, влияет все происходящее, создает, изменяет, оберегает, уничтожает и т. д. Во Вселенной нет ничего, на что не распространялось бы Могущество Аллаха. Противоположностью атрибута Могущество является немощность, наличие которой у Аллаха – абсурд, поскольку немощный не способен ухаживать даже за собой и, соответственно, не в состоянии создавать что-либо и управлять этим. Могущество Аллаха ни с чем не сравнимо, например, нельзя сказать, что Аллах в миллион раз мощнее атомной электростанции. Его могущество безгранично и абсолютно. В Коране по поводу Божественного Могущества сказано:

 «Разве ты не видишь, что Аллах рассеивает облака, потом сгоняет их вместе, затем обращает в тучи, из которых, как ты видишь, ниспадает ливень. И Он низвергает с неба горы туч, полных града, поражает им, кого захочет, и отгоняет, от кого захочет. Блеск Его молний чуть ли не ослепляет [людей]. Аллах чередует дни и ночи, и, воистину, в этом – назидание для тех, кто обладает зрением. Аллах сотворил всех животных из воды. Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырех. Аллах творит то, что пожелает, и, воистину, Аллах на всякую вещь мощен» (24:43-45).

Слух (Ас-Сам)

Аллах – Всеслышащий. Он слышит сказанное шепотом, громко, открыто, скрытно. Все, что бы ни говорилось, Аллах всегда слышит. Для Аллаха нет никаких препятствий для одновременного восприятия всего того, о чем говорится. Аллаху не требуется никакого органа для того, чтобы слышать. Если человек, для того чтобы услышать, нуждается в ухе, воздухе, отсутствии преграды, нахождении предмета на доступном расстоянии, то Аллах ни в чем перечисленном не нуждается. Его способность не ограничена ни преградами, ни доступным расстоянием или спектром. В Коране по поводу Божественного Слуха сказано:

 «Аллах внял словам женщины, которая вступила с тобой, [Мухаммад,] в пререкания относительно своего мужа и жаловалась Аллаху. А Аллах слышал ваш разговор, ибо Аллах – Слышащий, Видящий» (58:1).

Зрение (Аль-Басар)

Аллах – Всевидящий, ничто не укроется от видения Аллаха. Тайное, явное, свет, тьма – Аллах видит все сущее. Человек, для того чтобы увидеть, нуждается в глазе, свете, в отсутствии преград, нахождении предмета на доступном расстоянии. Зрение человека ограничено спектром цвета, размером предмета и т. д. Аллах же пречист и свободен от всех перечисленных недостатков. В Священном Коране есть много аятов, сообщающих о том, что Аллах видит и слышит все. В одном из этих аятов сказано:

«Ведомы [Аллаху] и лживые взоры, и то, что сокрыто в сердцах. Аллах решает по справедливости, а те, которым поклоняются вместо Него, не решают ничего. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (40:19-20).

Речь (Аль-Калям)

Аллах обладает атрибутом Речь. Этим атрибутом Он передал пророкам Священные Писания, а с некоторыми из пророков даже говорил. Божественный атрибут Речь извечный, не имеющий начала и вечный, не имеющий конца. Поскольку этот атрибут подчеркивает совершенство Аллаха, он считается обязательно присущим Божественной Сущности. Такие противоположности этого атрибута, как молчание и немота, не соотносимы с Сущностью Аллаха, и поэтому абсурдно относить их к Всевышнему. Человек не способен постичь суть Речи Аллаха, однако известно, что Божественная Речь не представляет собой звуки и буквы, поскольку те являются творениями. В Коране о Божественной Речи сказано:

 «Скажи, [Мухаммад]: Если бы море стало чернилами для [написания] слов моего Господа, то оно иссякло бы до того, как иссякли слова моего Господа, если бы даже к нему добавили еще одно море» (18:109).

Создание (Ат-Таквин)

Аллах обладает атрибутом Создание, которое подразумевает выведение чего-либо из состояния небытия в состояние бытия. В отличие от человека, создающего те или иные предметы и произведения искусства из имеющихся материалов, Аллах создает из ничего. В этом контексте человек является не столько создателем, сколько преобразователем материи из одной формы в другую. Синонимами слова «Таквин» являются такие слова, как «Хальк», «Тахлик», «Иджад», «Ихдас», «Ихтира‘». Аллах считается единственным Творцом и Создателем. Во Вселенной нет ничего, что было бы создано не Им. В Коране об этом атрибуте сказано:

«Он – Аллах, Творец, Создатель, дарующий облик» (59:24).

В данном разделе были перечислены некоторые из наиболее часто упоминаемых атрибутов Аллаха, на самом же деле число Его атрибутов намного больше, и часть из них производна от Его имен. Хвала Аллаху, Вечносущему, Всемогущему, Единому, Знающему, Слышащему, Видящему, Истинному Господу миров. Аллах Велик.


 

Рекомендуемая литература

 

  1. ‘Абдалгани аль-Гунайми аль-Майдани. «Шарх аль-‘акыда ат-тахавиййа аль-мусамма «Байан ахль ас-сунна валь-джамаа». – Палестина: Джамгиrraquo; Тот начал р/strongpассказ: aquo; Тот начал рассказ: ййа аль-бейт ли-т-турас ва аль-‘улюм аш-шар‘иййа», б.г. – 62 с.
  2. ‘Абд аль-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди. Шарх ан-Насафия фи аль-‘акыда аль-исламия. – Багдад, 1988 г.
  3. Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Высочайшее из устремлений в раскрытии смыслов прекрасных имен Аллаха/ перевод с арабского Саяхов Р.Л. – Уфа, 2007. – 232 с.
  4. Адыгамов Р.К. Исламское вероучение. – Казань: Российский исламский университет, 2011. – 236 с.
  5. Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М.: Издательская группа «Сад», 2007. – 224 с.
  6. Валиуллин К. Гакыйда. – Казань: Иман, 1999 – 87 с.
  7. Габдрахман Абу аль-Хасан аль-Джавзи. Борьба с сомнениями антропоморфистов. – Казань: Иман, 2006 – 72 с.
  8. Габдулла аль-Кахтани. Кто они неохариджиты? / перев. с араб. – Казань: Иман, 2006. – 362 с.
  9. Ибн-Касир И. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘азим. – Дамаск: изд-во Дар аль-файха’, 1994. – Т.1-4.
  10. Ибрагим Т. Антропоморфные описания Бога в Коране// Минарет, №3 (006), 2005. – С. 2-9.
  11. Крачковский И.Ю. Коран (перевод). – Минск, 1990.
  12. Курсави Г. Тафсир байан. – Казань: Типография Домбровского, 1915. – 192 с.
  13. Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (аль-Хикма аль-балига), предисл. и пер. с араб. Д. Шагавиева. – Казань: ТКИ, 2008. – 479 с.
  14. Ульрих Р. Аль-Матуриди и суннитская теология в Самарканде. – Алматы: Фонд «XXI век», 1999. – 286 с.
  15. Хасан бин Гали ас-Саккаф. Наставление высоким умам о достоверных и не достоверных аспектах «Хадиса о рабыне». – Казань: Иман, 2006. – 78 с.

 



[1] Перевод и толкование этого имени и последующих более подробно см. Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Высочайшее из устремлений в раскрытии смыслов прекрасных имен Аллаха/ перевод с арабского Саяхов Р.Л. – Уфа, 2007. – 232 с.

[2] См.: Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – С. 66.

[3] См.: Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – С. 55.

[4] См.: Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – С. 56.

[5] См.: Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – С. 58.

[6] См.: Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – С. 58.

[7] См.: Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – С. 68.

[8] Т. е. власть или контроль других богов, кроме Аллаха.

из книги "Акыда(исламское вероучение)" Абдуллы хазрата Адыгамова

Источник: Адыгамов А. Акыда (исламское вероучение), учебное пособие.- Казань: "ЦРО ДУМ РТ", 2012.-160 с.