Марат хазрат Марданшин: Ханафитский мазхаб исторически стал основой религиозной традиции татар

03 октября 2012 года 12:56

На сегодняшний день очень важно донести до молодежи информацию о традиционном исламе. Подавляющее большинство татарского народа исповедует религию Ислам, сохранивший свою чистоту в лоне суннитского направления, известного как исповедание Ахль ас-Сунна валь-Джамаа. Под этим термином понимается большинство (по некоторым оценкам более 90% мусульман мира) уммы, которые избрали своим ориентиром в мировоззрении Сунну (традицию) нашего благословенного Пророка Мухаммада (с.а.в.), традицию его сподвижников (сахабов) и их преемников (табиинов).

В 922 г., как уже было отмечено выше, Ислам стал официальной религией Волжской Булгарии, государства предков современных татар. До этого периода многие жители Волжской Булгарии уже исповедовали Ислам ханафитского мазхаба, одной из религиозно-правовых школ суннитского Ислама. На территории древнего государства уже действовали мечети и медресе.

В дальнейшем исламизации региона способствовали торгово-экономические и культурные взаимоотношения с Ираном, Кавказом и Средней Азией, деятельность мусульманских проповедников. Важно заметить, что Ислам пришел на земли Поволжья и Урала мирным путем, и поэтому, в соответствии с ханафитской школой исламского права, эти земли являются территорией Ислама (дар аль-Ислям).

С тех пор ханафитский мазхаб исторически стал основой религиозной традиции татар. Этому способствовало хорошо известная толерантность мазхаба к инакомыслию и широкое использование местного обычного права. Основоположник мазхаба аль-Имам аль-А`зам Абу-Ханифа Ну`ман ибн Сабит (умер в 150 г. хиджры) принадлежал к поколению табиинов и являлся первым исламским ученым, систематизировавшим исламское право (фикх). Более половины суннитов мира исповедуют религиозно-правовую школу этого имама, мазхаб которого был официальным во времена аббасидов и османских султанов. Ханафитская школа является традиционной для большинства мусульман РФ и стран СНГ.

Ислам ханафитского толка и факт официального принятия Ислама сделали предков татар единым народом, понятие «мусульманин» стало основой самоидентичности предков татар.

Нашествие татаро-монгол не нанесло серьезного урона в этой сфере, татаро-монгольские правители сами в конечном итоге принимали Ислам и традиции местных мусульман. Ислам ханафитского толка господствовал в эпоху Золотой Орды и поздних татарских ханств, консолидировал мусульман Волго-Уральского региона.

В сложный период своей истории после потери государственности татары смогли сохранить свою самобытность, этому в большой степени помог религиозный фактор, принадлежность к исламской умме. Сопротивление татар во время завоевания Казанского ханства имело в том числе и религиозный подтекст.

Важной составляющей исповедания татарами ханафитского толка суннитского Ислама является их приверженность матуридизму. Исторически сложилось, что большинство ханафитов, в том числе и татары, следуют матуридской школе суннитского калама.

Имам Абу-Мансур аль-Матуриди (умер в 333 г. хиджры) из Самарканда, как и другой суннитский имам аль-Ашари из Басры, известен своим идейным противостоянием несуннитским течениям Ислама. Имам аль-Матуриди был обновителем веры, он сформулировал и систематизировал положения исламского вероучения, в свое время установленные в общем виде Имамом Абу-Ханифой.

Следовательно, вероубеждение, сформулированное Имамом аль-Матуриди, основано на Священном Коране и Сунне нашего благословенного Пророка Мухаммада (с.а.в.). Последователи правовой школы Абу-Ханифы стали называть себя матуридитами, чтобы отличаться от других групп.  

Современные мусульмане, представители татарского народа, в большинстве своем, несмотря на годы гонений на религию и затем распространение «импортированных» идей очищения Ислама, продолжают оставаться матуридитами, хотя и находятся в самом начале пути возрождения вероучения.  Они понимают, что их предки были на правильном, с точки зрения суннитского Ислама, пути, и осознанно выбрали ханафизм и матуридизм, так как учение Абу-Ханифы и аль-Матуриди полностью соответствует Корану и Сунне. Сегодня важно понимать, что следование этим великим имамам означает следование положениям Корана и Сунны, т.е. учению, привнесенному в этот мир нашим благословенным Пророком Мухаммадом (с.а.в.).

Хотя вопросы фикха не являются основными в шариате, сегодня для мусульман-татар также остро стоит вопрос следования практике ханафитского мазхаба. Участились случаи нападок на мусульман, исполняющих обряды по толку ханафитов, со стороны других мусульман, как правило, невежественных в вопросах религии и мазхабов.

Важно активно и последовательно разъяснять верующим правоверность ханафитского мазхаба, выражающего истины Священного Корана и Сунны. Крайне важно также донести до молодых назидательную информацию о том, как в тяжелые годы советской власти старшему поколению удалось сохранить свою веру и оставаться практикующими мусульманами. В годы репрессий и гонений на религию авторитетам Ислама в РФ удалось выжить благодаря упованию (таваккуль) на Аллаха, способности терпеливо и покорно переносить невзгоды (сабр). Они понимали, что все беды были ниспосланы Аллахом для испытания твердости веры. Даже в такой сложной ситуации они, как и их предки, оставались преданными ханафитскому мазхабу.

 

Марданшин Марат хазрат

казый Юго-востока РТ,

имам мухтасиб Ютазинского района,

                             директор медресе «Фанис», к.и.н.

                        

 

Другие журналы

Посол Индонезии в РФ: "Я увидел очень много сходств между мусульманами Индонезии и Татарстана"

Сотрудничество Духовного управления мусульман Республики Татарстан с мусульманскими странами выходит...

08 июля 2016 года 16:20
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

ФАДЖР
ШУРУК
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана