Узнают малыши, что все религии хороши

28 августа 2012 года 12:00

Новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вводится с 1 сентября в 4-х классах общеобразовательных школ Татарстана. На республиканском педсовете 18 августа президент Рустам Минниханов посоветовал  отнестись к преподаванию дисциплины максимально серьезно, - ведь последние события показали, что повальная безграмотность в религиозных вопросах и неумение отличить «черное» от белого» весьма чревата… Интертат. ру выяснил, готовы ли учителя давать детям новые знания и во все ли школы поступили соответствующие учебники.

«Основы религиозных культур и светской этики» будут преподаваться по всей России и только четвероклассникам: один раз в неделю. Чиновники Минобрнауки сочли, что 9-10 лет - оптимальный возраст для того, чтобы начинать с детьми разговоры «о душе».

Как выяснилось, в рамках курса существует шесть модулей на выбор: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» (для тех, кто категорически не желает получать представление о религиях). В конце прошлого учебного года родителям будущих татарстанских 4-классников на собраниях в школе рассказали о сути нового предмета и попросили выбрать для своих детей один из шести модулей. Большинство (61,3%) отдали предпочтение обобщенному курсу «Основы мировых религиозных культур», остальные (38,7%) выбрали «Основы светской этики».

В соответствие с этой пропорцией Минобрнауки РТ закупило учебники (на русском и татарском языке): 24,5 тысяч экземпляров - по первому модулю и 17 тысяч -  второму. Фактически они печатались специально для Татарстана, поскольку у каждого региона - свои учебники, разработанные с учетом местных национальных и этнокультурных особенностей. К примеру, в нашем учебнике по «Основам мировых религиозных культур» издательства «Русское слово» четыре раздела: «православие», «ислам», «иудаизм» и «буддизм». Первые два раздела представлены в пособии одинаково широко - в каждом по шесть глав, в отличие от «иудаизма» и «буддизма», в которых по три главы. Что соотносится с конфессиональным составом населения республики: православных и мусульман у нас большинство и практически поровну. Как рассказали Интертат.ру в Минобрнауки РТ, в учебниках для других регионов ислам представлен уже, а православие - шире. Индивидуально для Татарстана создавался также учебник «Основы светской этики», где содержится информация о традициях народов, проживающих в нашей республике: русских, татар, чуваш, удмуртов, марийцев…

Любопытно, что раздел про мусульман в учебнике по «Основам мировых религиозных культур» написал член-корреспондент Академии наук РТ, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин. Он почти в сказочной манере рассказывает маленькому читателю, кто такой пророк Мухаммед, что такое Коран, каковы пять правил жизни мусульманина и прочее. А вот объяснять детям, каковы различия между традиционным для Татарстана ханафитским мазхабом  и нетрадиционным салафитским, автор не стал.

- Ну это же 4-й класс… В этом возрасте сложно воспринять, в чем заключается разница, - считает Мухаметшин. - Да и не ставили мы перед собой такую цель - разъяснить разницу. Необходимо было просто рассказать об исламе, причем, объективно. Что это древняя высокая культура, богатая традициями и обычаями. Что ислам - это высокая нравственность. Чтобы у детей сложилось об исламе позитивное представление...  Я считаю, этот предмет - очень нужный. У детей есть интерес к религиям. Они слышат, как по ТВ сообщают о каких-то событиях с участием, к примеру, мусульман. У них возникают вопросы - а кто это? Они ищут ответы. А родители могут не владеть полной информацией, чтобы рассказать об исламе, а также о других религиях. Предмет «Основы мировых религиозных культур» дает правильную и объективную информацию, которая  помогает ребенку сформировать адекватное представление о мировых религиях. По сути, все традиционные религии России одинаково отвечают на основополагающие вопросы: что есть добро, что - зло, что такое хорошо, а что такое плохо. Важно, чтобы дети это поняли, чтобы они росли толерантными.

Тем временем Минобрнауки РТ, которое уже подготовило дистанционно 2 тысячи учителей  для преподавания нового предмета, пришло к выводу, что этого недостаточно, нужно еще 500 человек. Педагоги будут повышать квалификацию опять же дистанционно, без отрыва от производства.  

- Поскольку курс носит светский характер и имеет культурологическую направленность, религиозные деятели в подготовке учителей не участвуют, - сообщила  Интертат.ру заведующая лабораторией социализации личности Института развития образования РТ Ирина Сафронова.  

Вместе с тем, как удалось выяснить Интертат.ру, полностью готовы к введению нового предмета разве что городские школы. В сельских существуют проблемы и с учебниками, и с подготовленными учителями.

- В этом году у нас четвероклассников всего 2 человека, - рассказала завуч Кулегашской школы Агрызского района Екатерина Третьякова. -  Школа у нас национальная, марийская, поэтому родители учеников предпочли, чтобы их дети изучали «Светскую этику» - там больше сказано о культуре марийского народа. Учебники к нам, по-моему, уже поступили, нужно уточнить у библиотекаря. А вот учителя, если честно, подготовку не прошли. Так получилось… «Светскую этику» будет преподавать учитель истории, либо завуч, то есть я.

- Родители наших четвероклассников выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», поскольку район у нас многонациональный, и дети должны иметь представление о разных конфессиях,  - говорит директор Уруссинской школы №3 Ютазинского района Лилия Тагирова. - Педагог, который будет преподавать этот предмет, прошел дистанционную подготовку.  Правда, с учебниками проблема: на 49 четвероклассников мы получили всего 20 книг. Надеемся, в сентябре-октябре поступят остальные.


Венера БЕЛЯЕВА

 

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей