string(53) "http://dumrt.ru/ru/articles/society/society_4477.html"
21.07.2012 21:21

На сегодняшний день в Мамадышском районе работают 54 мечети. Есть и те, которые открылись в прошлом году. А вот Каменная мечеть Нижней Ушмы отметила свое 110-летие. Где еще есть такой современный  храм с такой давней историей?

 
 В энциклопедическом издании “Мамадыш – моя судьба” первый помощник имама Верхней Ушмы Камиль Тимербаев, опираясь на архивы и воспоминания людей, пишет: “В конце 19 века в нашей деревне было 4 махалли. Функционирующая сегодня мечеть второй махалли 550-я. Сначала мечеть была деревянной. Она сгорела 23 июля 1897 года. На ее месте строят каменную мечеть. За помощью обращаются к купцу первой гильдии Ахматгали Хусаинову. Построивший более 20 мечетей в Казанской и Оренбургской губерниях купец дает деньги на строительство. 3 февраля 1898 года 420 мужчин второй махалли договариваются и заказывают чертежи и проект новой мечети Габдулле Мансурову. 18 мая того же года отдел строительства Управления Казанской губернии утверждает проект, и строительство начинается. В нем участвует вся деревня. Камень привозят и из соседних сел на лошадях. За два года возводится величественное здание размерами  26х10. Снаружи оно украшается и выглядит как двухэтажное здание. Полумесяц  на выполненном в старом стиле минарете озаряет всю округу. В начале 19 века с минарета мечети звучит первый азан. Исполнившему его дарят подарок. На открытие мечети собирается много народа, приходят люди и из соседних сел. Ахматгали Хусаинов отказывается приезжать, считает, что мечеть могла бы быть построена и лучше.  Каменная мечеть окружается красивым белокаменным забором, изготавливаются красивые ворота. С тех пор являющаяся украшением села каменная мечеть начинает служить народу. Еще в 30 годах прошлого века в мечети совершались службы. Помню, мы, мальчишки, перед предвечерним намазом собирались в мечети и ждали, когда муэдзин произнесет азан. Как только начинал звучать азан, мы сломя голову бежали по улице и кричали: “Ахшам наступил!” Это, наверное, был месяц рамадан. Тогда в домах не было часов и мы выполняли их роль. В те годы муллой был Мугим из Сосновки. Его женой была Закия абыстай. Их и сегодня вспоминают с уважением. Они без устали служили на ниве религиозного обучения и просвещения народа.”
 
Младшая абыстай Флера Мухамметшина в своем альбоме “история мечетей Нижней Ушмы” приводит интересные исторические факты: “Махаллей в течение 50 лет управлял Фахретдин Тухфатуллин (Дусаев), избранный наставником в 1862 году. В 1862 году назначают Багаутдина Сиразетдинова. При мечети начинает работать медресе. Там же находится комната для сунната. До 30-х годов  мечети четырех махаллей создают все условия верующим для исполнения обрядов. Народ активно их посещает. Перед началом войны начинаются гонения на веру, аресты религиозных деятелей. Три деревянные мечети села становятся жертвами того времени. У религиозных деятелей отбирают дома и наделы земли, их с детьми выгоняют на улицу, расстреливают, ссылают в Сибирь. Совершаются деяния, ставящие своей целью осквернить светлые чувства мусульман: в закрытых мечетях устраиваются свинарники, сжигается религиозная литература, в религиозные праздники вокруг мечетей устраиваются увеселительные игры с частушками и т.п. Разобрать Каменную мечеть не смогли. Отпиленные минареты укрепляют болтами, и больше за это дело никто не берется. Таким образом, минареты сохраняются. С тех пор здание переходит в ведение колхоза. В военные годы здесь открывается детский сад, затем клуб и склад для хранения зерна. Время и погодные условия делают свое дело: прохудилась крыша, вода, проникающая с одного угла, размывает камни, разрушается михраб. В 70-х годах прошлого века председатель колхоза Мухамматжан Шакиров, не спрашивая ни у кого разрешения, дает распоряжение покрыть крышу мечети цинковыми листами, укрепляет михраб, восстанавливает минареты и устанавливает новый полумесяц. Однако такое отношение к мечети со стороны председателя колхоза не нравится одному человеку, который пишет письмо в обком. Что делать? Мухамматжан Шакиров не теряется – он едет в художественую мастерскую Мамадыша и заказывает табличку “Музей истории села Нижняя Ушма. За 10 тысяч рублей колхозных денег находят различные экспонаты и предметы старины. В мечеть  перевозят все экспонаты школьного музея. Директор школы Салих Шакиров, учитель Хусаин Салахутдинов и пионервожатая Флера Мухамматханова  прикладывают все свои силы ради открытия музея. К моменту приезда проверяющих музей был готов. Они все осматривают, одобряют и, поблагодарив, уезжают. Таким образом в селе открывается музей и мечеть вновь не разрушается. По воле Всевышнего Каменная мечеть переживает тяжелые времена без потерь и более века служит народу. Есть ли еще в Татарстане подобные мечети, являющиеся символами ислама?”
 
            Аксакал Нижней Ушмы рассказывает: “В годы перестройки старики совершали намаз в доме Нуруллы Хабибуллина. Имамом был Динмухаммат Хадиуллин. Государство разрешает открывать мечети. Мечеть цела, однако там находится музей. Находятся противники перенесения  музея в школу и открытия мечети. Якобы, музей важнее. В 1990 году мечеть вновь открывается. В 2004 году под руководством председателя совхоза Рафаэля Ясавиевича Мухамметшина и с помощью жителей деревни обветшавшую за эти годы мечеть  ремонтировали, обновили и привели в соответствие  с требованиями времени. Имамом стал Камиль Тимербаев. Муэдзнами были Анас Мустафин, Ахмет Ясавиев, Нургаян Мухетдинов. Сейчас ключ находится у недавно окончившего свое обучение в медресе Ильнара хазрата Фахретдинова. Сельчане довольны работой мечети. На пятничный намаз ходят около 50 человек. Организованно проводятся религиозные праздники. Очень активны женщины. Максура абыстай и Сакина абыстай приезжали из Мамадыша и обучали чтению Корана на арабском языке. Люди любят слушать проповеди Асии Галиевой.” Сельчане очень гордятся этим загадочным, историческим и святым зданием.
 
            Сохранившей в те непростые годы свой облик и суть мечети посвящена отдельная страница в книге “Мечети Татарстана”, ее история выложена и в сети интернет.
Алсу ДИЯР,
Мамадышский  район