Народный праздник Жыен (собрание) уходит своими корнями в календарные традиции гуннов и древних тюрков, приходящиеся на конец весны – начало лета. На древнетюркском языке jїgїn означал “скопление”, “сборище”. Предводители и члены племени, основанном на родстве и на ведении общего хозяйства, перед началом лета собирались и обсуждали итоги прошедшего года и планы на будущее, а затем все вместе праздновали. То есть у наших предков, живших в основном кочевой жизнью, праздник состоял из официальной части и различных игр и соревнований.
И даже после того как тюркские племена, рассеявшись по разным регионам, стали вести оседлый образ жизни, братские отношения, традиция работать сообща, советоваться друг с другом не исчезла. Родственные племена и роды основывали в разных областях деревни и устанавливали связи с соседними селами. Группа родственных сел и деревень образовывала общину и в то же время рассматривалась, как жыен, потому что всегда объединялись в жыен, который проводили в центральном селе. Название собрания получали от названий сел, деревень, местности в которых проводились, например, “Ашыт жыены”, “Биек тау жыены”. Из-за совпадения во времени с христианскими праздниками, в некоторых местностях, например, на востоке Татарстана и в западных районах Башкортостана, где живут кряшены, возникли такие названия, как “Микола жыены”, “Тройча жыены”, “Петрау жыены”. Последние названия возникли после завоевания Казанского ханства и распада и разделения крупных племен-общин. Необходимо отметить, что как бы царская Россия ни пыталась уничтожить наш народ как этнос-нацию, наши предки не отказались от своих национальных праздников.
Если посмотреть с административной и экономической точки зрения, в каждом объединяющем несколько сел и деревень жыене была своя собственность и управление. Пашни, поляны, леса и угодья считались общим имуществом, наделы давались каждой семье по количеству мужчин. В то же время была развита взаимопомощь и взаимовыручка. Самоуправление и староста деревни занимались сбором налогов, поиском рабочей силы для рубки леса, строительства дорог, перевозки грузов, обеспечением рекрутами Российской армии, организацией различных собраний и решением текущих дел. Это была хозяйственно-экономическая и культурно-организационная функция жыена. А уж подготовка и проведение жыена было особо ответственным делом управления общины. В определенных регионах жыены проводились поочередно с конца мая по вторую половину июня.
Ученые (Р. Уразманова, Н. Бикбулатов, Р. Кашафетдинов, Н. Бурганова) выяснили, что между жыенами, проводимыми в разных регионах, существуют различия. Исходя из этих различий их подразделяют на два вида.
Первый вид жыена характерен для типтяр, проживающих за Казанью, в Вятской губернии и в западных районах Уфимской губернии. Празднование начиналось со сбора в центральную деревню гостей, которые приезжали на упряжках, украшенных разноцветными лентами, расшитыми полотенцами. Обычно это были родственники и друзья породнившихся семей. Всех друзей и родственников приглашали к праздничному столу, ежедневно топились бани, играла музыка, распевались песни. Часто жыены совпадали со свадьбами, и потому гостей было очень много.
На второй или третий день, а в основном это была пятница или суббота, гостей вывозили на поляну. Это было связано и с организованным там праздничным базаром. Ежегодно в одном и том же месте устанавливались торговые палатки, в которых продавались сладости, орехи, пряности, галантерея и разная мелочь. Повсеместно играла музыка, проводились игры для детей. Карл Фукс в своей статье описывает, что в жыене, проведенном в 1834 году в местности под названием Высокая гора, играли на гармони, скрипке и дудке, танцевали и, что интересно, нигде не продавали алкоголь.
Молодежь объезжала базар на разукрашенных упряжках, пела песни, танцевала, устраивала игры.
Обычно молодежь развлекалась 2-3 дня, знакомилась друг с другом. В некоторых областях кто-то из старшего поколения наблюдал за играми молодежи.
Так проводился первый вид жыенов, который заканчивался шумными проводами гостей в понедельник.
Второму виду жыена так же характерны описанные выше мероприятия, но в то же время есть и существенные различия. Различия эти проявляются с устраиваемых традиционных соревнованиях. Известный знаток башкирского фольклора К Марган описывает официальную часть жыена, где предводители родов и племен обсуждали итоги прошедшего года и планы на будущий год, и затем доносили их до народа. После начинались соревнования, которые заканчивались конными скачками. Подарки для победителей собирали заранее, обходя дома.
Как известно, в регионах компактного проживания татар с давних пор проводится национальный праздник Сабантуй. Раньше его проводили до весеннего посева, в мае. А жыен уже проводился после него. В советское время, когда исчезла родо-племенная система, эти два праздника объединились в один, который стал праздноваться в июне.
В настоящее время наблюдаются попытки восстановить проведение жыенов, вернее, проведение в связи с этим праздником в регионах, где проживают татары, фестивалей и концертов, которые постепенно становятся славной традицией. Особо нужно отметить деятельность Центра развития традиционной культуры министерства культуры Республики Татарстан.
Проведенный прошлым летом фестиваль “Түгәрәк уен” в Екатеринбурге, Тюмени, Перми является своеобразным продолжением традиционных жыенов.
Марсель Бакиров,
Профессор КФУ,
заслуженный работник науки Республики Татарстан
источник: e-umma.ru