День, когда мы стали мусульманами.

31 мая 2012 года 16:25

21 мая 2012 года на территории историко-архитектурного музея-заповедника в Болгаре (Спасский муниципальный район Республики Татарстан) состоялась торжественная церемония открытия Памятного знака, посвященного официальному принятию Ислама волжскими булгарами в 922 году в качестве государственной религии. Здесь Минтимер Шаймиев вручил руководству музея-заповедника сертификат Книги рекордов Гиннеса, свидетельствующий о том, что отныне здесь будет находиться самый большой в мире Коран.

За многовековую историю Ислам сыграл важную роль в духовной жизни народов России. Одним из значимых, даже основных этапов развития татарской истории стало принятие Ислама как государственной религии Волжской Булгарией в 922 году. Это придало мощный импульс социально-экономическому и культурному развитию региона, постепенно превращая его в один из важнейших духовных центров.

На берегу полноводной Волги в тридцати километрах ниже от устья Камы расположен один из замечательных памятников нашего культурного наследия - Болгарское городище - столица одного из ранних государственных объединений Восточной Европы. Город Болгар являлся политическим, экономическим и культурным центром Волжско-Камской Булгарии. Здесь находилась ставка хана, чеканились монеты, развивались ремесла. Со временем город Болгар застраивался и расцветал, в центре  возвышались Ханский дворец и Соборная мечеть. Постепенно город стал международным центром торговли, которую часто посещали купцы из Руси, Средней Азии, Ирана, Византии и далекого Китая. Здесь проживали такие выдающиеся люди, как поэт Кул Гали,  ученый-историк Якуб ибн-Нугман, философ Хамид аль-Булгари.

На рубеже XII – XIII столетий мирное развитие болгарского народа, достигшее своего расцвета, было прервано монгольским нашествием. В отличие от других булгарских городов, потерявших свое значение, город Болгар быстро оправился от разрушения и во второй половине XIII - первой половине XIV вв. достиг своего второго расцвета. Он превратился в один из крупнейших городов Европы, где проживало более 50 тысяч человек.

Современный Болгар  -  это обширное городище, окруженное валом и рвом длиной более пяти километров, где расположены архитектурные памятники XIII - XIV веков, такие как Соборная мечеть, Восточный и Северный мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый Минарет, Черная палата, Белая палата, Ханская баня и многочисленные археологические объекты.

О начале проникновения ислама в булгарскую среду имеется немало сведений. Как бы там ни было, именно при Айдаре (Алмыше) Волжская Булгария приняла ислам. Вот что нам рассказывает история.

Айдар хан переписывался с предводителем сакалибов при дворе багдадского халифа — Назиром, или Навиром, который, предположительно, был выходцем из Булгара. Письмо Айдара, принявшего окончательное решение о принятии ислама в качестве государственной религии, Ал-Муктадиру было передано именно им. Получив его, багдадский халиф направил в Волжскую Булгарию посольство. В составе посольства были Саусан ал-Раси, Текин ал-Турки и Парс ал-Сакалиби и секретарь посольства Ахмед ибн Фадлан. Халиф ал-Муктадир в вопросах войны и безопасности полностью полагался на сакалибов и тюрков. Особенностью делегации было то, что трое из высокопоставленных сановников в его составе сами были выходцами из Волжского региона или же имели к нему непосредственное отношение.

Волжский регион для членов посольства был известной землей. Как отмечает профессор Анас Халидов, разнообразные контакты, установившиеся между Булгаром и Багдадом в конце IX — начале X вв., не могли возникнуть на пустом месте. Халифат в это время, по мнению ученого, находился в значительной мере под властью тюрков. Тюрки интегрировались в исламском обществе в качестве его интеллектуалов в религиозно-правовой мысли, науке, литературе, как чиновники, простые горожане, торговцы и воины. Тюркские отряды впервые пришли в Ирак в составе аббасидского войска из Хорасана в середине VIII в., а при халифе Мутасиме (833—842) составили костяк халифской гвардии.

«В числе наиболее важных целей обращения царя булгар к Аббасидскому халифату было усиление его военно-политической власти в регионе. Но он знал, что халиф не сможет напрямую помочь ему в этом деле, что армия халифа не сможет дойти до его страны «из-за большого расстояния и обширных территорий, отделяющих его от халифа», как указал Ибн-Фадлан. Булгарский царь понимал, что политическая власть не всесильна без поддержки определенными средствами безопасности и в результате написал халифу письмо, «прося его построить крепость, где он сможет найти укрытие от инакомыслящих царей, своих противников». Посольство отправилось из Багдада 21 июня 921 г. через Среднюю Азию и прибыло в Великий Булгар 12 мая 922 г. Сочинение Ибн-Фадлана об этом путешествии стало бесценным источником по изучению истории Волжской Булгарии и народов, населявших весь путь прохождения посольства.

За сутки до прибытия посольства в город хан послал навстречу ему четырех князей, а также своих братьев и сыновей. Они встретили гостей, держа в руках хлеб, соль, мясо и просо.

Недалеко от города посольство было встречено самим ханом. Вот как описывает эту сцену Ибн-Фадлан: «Увидев нас, он сошел с лошади и пал ниц, поклоняясь и благодаря Великого и Могучего Аллаха. В руке у него были дирхемы, и он рассыпал их на нас. Он повелел поставить юрты, и мы поселились в них».

Церемония оглашения письма халифа была торжественной. Было развернуто два знамени, привезенных посольством, оседлана лошадь, присланная Айдару халифом. Эльтабара (правителя булгар) одели в черную одежду высших сановников халифа и надели на его голову черный тюрбан. Затем все присутствовавшие заслушали письмо халифа, прочитанное Ибн-Фадланом. После завершения чтения все так дружно воскликнули: «Аллаху Акбар!», что, говоря словами самого Ибн-Фадлана, «задрожала земля». После этого окружающие эльтабара люди рассыпали на него дирхемы. Потом Ибн-Фадлан представил царю и царице подарки: благовония, одежды, жемчуга. Затем накинул на царицу почетный халат, после чего женщины рассыпали на нее дирхемы. На этом церемония завершилась. После нее состоялся торжественный прием в честь знаменательного события. Сам эльтабар сидел в центре на троне, покрытом византийской парчой. Рядом сидела жена. Приближенные князья устроились справа, гостей усадили слева. Сыновья расположились перед ним. После трапезы все присутствовавшие выпили из бокалов медовый напиток — суджу и разошлись. Последующие дни были посвящены обучению жителей Великого Булгара основам ислама. Преемники Айдара (Альмуша), принявшего имя Габдуллы, продолжили им заложенные традиции.

В последующие столетия Ислам стал одним из ведущих факторов формирования общечеловеческих ценностей, идей гуманизма и толерантного взаимодействия различных народов на территории Республики Татарстан и всей Российской Федерации.

Сегодня республика обладает уникальными религиозными традициями, которые способствуют сохранению и развитию богатого духовного наследия, истории, языка и культуры нашего народа. Мусульмане Татарстана совместно с представителями других конфессий активно участвуют в процессе возрождения своих духовных истоков.

 

Любой уважающий себя татарин, тем более мусульманин, обязан знать свою историю. Именно Ислам стал мощным импульсом и силой татарского народа, который позволил ему выстоять в условиях унижения и гонений, сохранить его исторические традиции и в целом татарскую нацию.

Тот, кто пытается прервать животворную нить, соединяющую нас с великим прошлым, истоки которого начинаются со священной для всех мусульман земли Мекки, отмеченной милостью и благословением Аллаха, тот обречен на гибель.

Ислам дал татарам государственность, культуру и высокую нравственность, которая помогла им сохранить национальный дух и самобытность. Мы, татары современной эпохи, проживающие во всех уголках России, называем Казань своей духовной Родиной и мы не должны быть равнодушны к ее будущему.

 

Регина Халитова, отдел

информации и пропаганды ДУМ РТ

 

*По материалам книги Индуса Тагирова

 «История национальной государственности

 татарского народа и Татарстана»

Другие журналы

Посол Индонезии в РФ: "Я увидел очень много сходств между мусульманами Индонезии и Татарстана"

Сотрудничество Духовного управления мусульман Республики Татарстан с мусульманскими странами выходит...

08 июля 2016 года 16:20
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

ФАДЖР
ШУРУК
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана