В стенах Межрегионального Клинико-Диагностического Центра города Казани не первый год действует комната для намаза. Нам удалось побеседовать со смотрителем молитвенной комнаты, Каримовой Гульсимой, и имамами из мечети «Ризван», которые поддерживают функционирование комнаты.
-Гульсима ханым, скажите, кто был инициатором открытия комнаты для намаза в этой больнице?
-Когда я пришла сюда, комната уже была открыта. Я думаю, что комнату открыли благодаря главному врачу.
-Пациенты ходят сюда?
-Пациенты ходят. Тут у нас тяжелобольные, послеоперационные. Человек обычно лежит 10 дней. Перед операцией приходят, после реанимации, после выздоровления. Не все могут двигаться, когда уже в состоянии ходить, то да. Кто в Исламе, кто знает, они время находят, нас находят. Если даже кто не читает намаз, то и такие после операции приходят. У них свои вопросы. Доктора…У кого есть время, кто свободен приходят на намаз. У нас даже профессора после операций говорят больным: «Мы вам все сделали, теперь идите молитесь Богу»,- с такими словами они приходят сюда.
-Так называемые «тяжелые» пациенты, которые не могут двигаться, к ним кто-нибудь ходит?
-У них есть ухаживающий человек. А сюда они в креслах - каталках приезжают с помощью ухаживающего за ними человека.
-Есть ли такие люди, которые раньше не обращались к Аллаху, но, заболев, начинают интересоваться религией?
- Таких людей много. «У меня завтра операция, что мне делать?», с такими вопросами обычно обращаются больные.
- То есть они не полностью полагаются на врачей?
- Они в первую очередь доверяют Аллаху, потом врачам. Я им это всегда советую.
- Родные больных приходят молиться?
-Чаще прочих ходят родные: дети, жены, мужья.
-Есть ли люди, которые приходят в эту молитвенную комнату, чтобы найти поддержку, и еще ничего не знают об Исламе?
-Такие люди тоже есть. Они много спрашивают. Я даю им в таких случаях книгу «Намаз». Они всегда слушают внимательно, понимают всю серьезность. Я думаю, Инша Аллах, дальше они будут читать намаз.
-Только Вы смотрите за этим помещением?
-У нас был хазрат, но, к сожалению, он умер. Теперь только я. Помогают хазраты из мечети «Ризван», в пятницу проводят джума намаз, Ризван хазрат и Алан хазрат. Они нас поддерживают. Когда вопросы есть, я к ним всегда обращаюсь.
Духовная поддержка нужна всем…
-Алан хазрат, Вы приходите сюда по чьей инициативе?
-Во-первых, мы из близлежащей мечети, мечети «Ризван». Во-вторых… Человек, который фактически был основателем этой комнаты, Фатых абый, из-за проблем со здоровьем ушел. Вторым был Вильдан хазрат. Он был прихожанином нашей мечети. Потом к нам обратилась Гульсима апа с просьбой проводить здесь молитвы, может быть, уроки, занятия. В пятницу мы стараемся приходить проводить пятничное богослужение. Либо мы с Ризван хазратом приходим, либо кого-то присылаем. На джума приходят врачи, работающие здесь, а также больные. Я думаю, это хороший пример для других государственных учреждений. Не каждый человек, работающий в таком месте, может покинуть рабочее место, чтобы пойти в мечеть. Для них это было бы очень полезно.
-За чей счет содержится молитвенная комната?
-За счет пожертвований тех , кто сюда приходит.
-Как руководство больницы относится к функционированию комнаты для намаза в больнице?
-Лично с директором я не знаком. Но знаю, что наличием такой комнаты он доволен. Сюда приходят и заведующие отделениями. Я не могу сказать, кто был инициатором открытия этой комнаты, но главное, что сейчас она есть.
-Зачем нужна такая комната в больнице?
-Есть разные люди. Все по-разному приходят к Аллаху. Кто-то посредством добра, кто-то через испытание. Хотя добро-это тоже испытание. Болезни бывают разные, но духовная поддержка нужна всем. Для души мы ведь мало что делаем. Для тела у нас есть все, все условия, а вот для души. Есть такое высказывание: «Слово лечит, слово калечит». Добрым словом можно вылечить человека, плохим словом убить его. Приходя сюда, люди общаются, говорят о духовности, смысле жизни, все это огромная поддержка для человека. У меня есть друг, у которого в раннем возрасте обнаружили онкологическое заболевание. Ему помогла выздороветь только вера.
-Только врачи приходят из числа работников больницы, или другой персонал МКДЦ здесь бывает?
-Приходят и санитары, иногда сотрудники охраны.
Одним из тех, кто поддерживает функционирование молитвенной комнаты в МКДЦ, является Ризван хазрат, один из основателей 24 махалли, имеющий тридцатилетний опыт в качестве проповедника. Не смотря на свой возраст, 81год, хазрат не оставляет прихожан ни в мечети «Ризван», ни в МКЦД. Сам он перенес два инсульта, передвигается с помощью опоры для ходьбы, однако по мере сил старается бывать в больнице и оказывать помощь тамошним прихожанам.
Мы надеемся, что, по Воле Аллаха, пример МКЦД не останется единственным и медицинские учреждения в нашей стране вспомнят о духовном здоровье своих пациентов и работников.
Сабрина Гумирова, отдел пропаганды и информации ДУМ РТ