Интервью с президентом Ассоциации предпринимателей мусульман РФ Маратом Вазыховичем Кабаевым

26 марта 2015 года 10:52

— Сегодня мы с вами хотим поговорить об Ассоциации предпринимателей мусульман РФ, которую вы возглавили в конце 2014 года. Вы ставите перед собой грандиозные цели – объединить мусульман России в единую крупную организацию, которая будет работать наравне, а возможно, даже лучше, чем «Деловая Россия», «Опора России». Как вы видите свою работу и могли бы вы более подробно рассказать о ваших целях и задачах?

— Дело в том, что если мы объединяем мусульман, то, действительно, хотим, чтобы мусульмане всей России делали одно дело. Конечно, хотелось, чтобы общая  работа объединила нас. В планах у нас и конференции, и  ифтар масштабного значения, и конечно, действительно, хочется быть одним целым.  Есть общие проблемы, которые надо вместе решать.

— Где будет располагаться штаб-квартира, организация? В Москве? На Кавказе или в других регионах?

— Да, хороший вопрос. Конечно, в Казани. Мы вот как в Казани открылись, так там и будем. Будут, конечно, у нас группы и в Москве, и на Кавказе, и на Дальнем Востоке. Хотелось бы, чтоб не было давления как раньше при коммунизме. Центр действительно будет служить для объедения мусульман,  и способствовать улучшению отношений между народами, именно мусульманских стран.

— Марат Вазыхович, в свете последних событий в мире и довольно-таки напряженной политической ситуации, которая в нашей стране, как вы считаете, сможет ли Ассоциация предпринимателей мусульман России наладить мосты взаимоотношений между Россией и восточными странами и привлечь возможные инвестиции в экономику России?

— Да, мы как раз думали над этим, когда мы собирались рабочей группой нашей ассоциации. Конечно, будем стремиться к тому, чтобы привлечь инвесторов именно тех стран, которые готовы вложить свои инвестиции. Просто нам нужно собраться с силами, именно нашей рабочей группе и, конечно же, не только городу Казань, но и в Москве и на Кавказе, по всей России. Это было бы очень здорово.

— В саму структуру этого совета предпринимателей входят представители всех регионов или только пока ограниченное количество?

— Структура  пока по направлениям: есть вице-президенты, так будет по всей России. Если необходим  представитель нашей организации в каком-то городе, маленьком или большом, по какому-либо конкретному направлению, мы встречаемся, обсуждаем. Сейчас готовим презентацию нашей Ассоциации. Потом запустим сайт, нам будет легче со всеми общаться по направлению каждой функции.

— Вы стали главой Ассоциации предпринимателей, но вся ваша жизнь была, фактически, посвящена спорту и, говоря о вас, всегда вспоминаешь футбол, светлые времена. Как человек-спортсмен, но при этом  мусульманин, насколько эти две составляющие сочетаются или всё-таки это несочетаемые качества?

— Я очень благодарен тому, что был футболистом, воспитывался спортом и, конечно, в итоге стал таким, что сейчас мне легко воспринимать все, что происходит внутри ассоциации. Смотришь на все через спорт и, действительно, ведь наша ассоциация, рабочая группа тоже как футбольная команда. Когда общаешься, как будто комбинации какие-то происходят. Без помощников как? А  если есть помощники, замы, вице-президенты – это одно целое, одна команда. Я же не говорю, что я взялся за это и все здесь буду решать. Все вместе, так что...

— В вашей спортивной деятельности какой был самый сложный период для вас?

— Самый трудный  это, пожалуй, конец карьеры спортсмена, и одновременно тут же перестройка началась. Сложно было со всем  смириться. Когда ты спортсмен, за тебя что-то делают, что-то решают, администратор где-то билеты тебе достает, начальник какие-то твои вопросы решает, может быть квартирные или любые другие. Но всякое бывало в моей жизни. В то время у меня была такая  мечта – объединить именно всех футболистов тех лет, способствовать тому, чтобы им находить работу в дальнейшем, когда они заканчивают спортивную карьеру. Сложно было, но, когда мне предложили стать тренером детской школы, набрать группу детей и начать с нуля, заняться тренерской деятельностью после карьеры футболиста. Когда вжился в эту роль,  стал как отец  для этих детишек,  и тогда все изменилось. И действительно, сейчас многие звонят, спрашивают, как здоровье, дела. Они уже подросли, им по 23-25 лет, у некоторых и свои дети уже есть, но все равно они с уважением относятся ко мне, звонят, не забывают. Вот это приятно.

— В этот сложный период что вас поддерживало и что вам давало надежду, было для вас опорой?

— Я даже не знаю. Может, опять повторюсь, что меня только эта детская школа спасла. А так, конечно, мог играть и за ветеранов, товарищеские матчи, но это все не то было. Когда ты заканчиваешь карьеру, надеешься  сразу попасть в солидную команду высшей лиги, быть тренером и заниматься серьезной работой. Но, когда начинаешь с нуля  и воспитываешь детей  в футболе 10 лет, наблюдаешь, а они растут как цветы.

— Слышал, как вы рассказываете про любовь к воспитанию, складывается впечатление, что вы тоже хорошее воспитание получили в свое время, вас хорошо воспитал отец. Какие качества он прививал, помимо любви к спорту?

— Отец, действительно, очень много сделал в том плане, что я – футболист. А так, конечно, я за все  благодарен Всевышнему  Аллаху, что именно так все произошло. Действительно, это мой любимый вид спорта был, я с детства занимался баскетболом, потому что в нашем городе не было школы футбола. И когда выходил во двор, начинали бегать, играть и какая-то любовь появилась к футболу, отец просто взял и написал в Москву. Пришел ответ: «Мы приглашаем вас на конкурсное испытание трудовых  резервов». И, конечно, мы с отцом поехали в Москву. И он, я думаю, не прогадал. Когда встретился с тренерами, они сказали: «Ваш сын прошел под первым номером». Это было для отца праздником. Потом он, конечно,  очень тщательно следил за моей карьерой футболиста.

— Ваше поколение спортсменов отличается большим гуманизмом что ли. Человечность  в них была, в спортсменах того периода. А сейчас мы видим, что спорт стал более жестким, немного отдаляется от общечеловеческих норм, в том числе, и от исламских норм.  Смогли бы вы быть сейчас на передовой спорта? Вот это культура, эти традиции, которые потеряны, как их сейчас восстановить?

— Традиции, действительно, потеряны. Иногда думаю, когда я пацаном болел за «Спартак», здесь учился и ходил на все игры и на хоккей тоже. Раньше  мы говорили «за ромбик» болеем, патриотизм  у игроков какой-то был. И зарплата была важна, и премиальные, но на первом месте всегда был патриотизм. Я думаю, что сейчас этого не хватает. Сейчас, если взять сборную России, мне кажется, что с легионерами так переборщили, не дают своим детям, своему будущему расти, нужно дать им место, чтоб они показывали себя. Если вспоминать союзные времена, тогда же все свои играли, не было иностранцев вообще, а какой футбол был! Полные стадионы.

— Марат Вазыхович, вас знают  как у советского спортсмена, как отца олимпийской чемпионки, Алины Кабаевой, вас знают как тренера, а вот как мусульманина не знают, как Ислам вы проносили через свою жизнь? Можете рассказать о своей молитве, о своих дуа.

— У меня дед был мулой в деревне, и когда я смотрел на него, он никогда  никому не мешал, с кунганом пройдет, помолится, никого даже не заставлял, так относился к этому. Я тоже не предполагал тогда, что такую милость я получаю от Всевышнего Аллаха, что я сейчас 5 раз в день совершаю  намаз, это только милость Аллаха. То, что я чувствую и ощущаю, я думаю, наверное, каждый мусульманин поймет, я не могу сейчас все это рассказать, это надо, думаю, почувствовать каждому человеку.

— Вам  не кажется, что современная молодежь больше времени проводит не на спортивном поле, а в интернете, в телефонах, в социальных сетях? К чему это может привести?

— К деградации только. Нельзя разрешать детям целый день сидеть в интернете.  За этим родители должны следить. Я понимаю, что сегодня все на платной основе. Но знаю, что есть такие школы, если видят, что талантливый парень его можно привлечь, даже не оплачивая какие-то деньги. Вы знаете, от того что везде надо деньги платить, мы можем пропустить  талантливых детей, мы можем прозевать их. Конечно, тренерская доля она такая, чтоб найти и развить в этом талантливом человечке  будущего мастера.

— Есть колоссальная разница между советским спортом и российским спортом, ваши пожелания подрастающему поколению как тренера, как отца, как воспитателя, как мусульманина.

— Я всегда говорил, когда в футболе мы рассказываем  «вот тренировки у нас по два часа, полтора часа», ну, может быть, на сборах, от силы, 4 часа, я бы пожелал в детских школах позаимствовать вот это трудолюбие, терпение  тренера .... художественной гимнастики. Они вот занимались где-то 8 часов в день, они и учились тогда, и тренировались, они  каждый элемент отрабатывают. Если ребенок с мячом, это для него только радость, конечно, в перерывах между учебой.

— Спасибо вам за интересную беседу и по традиции хотелось бы попросить вас о маленьком пожелании, совете читателям сайта Ислам.ру.

— Если я захожу в интернет, то раньше я открывал Яндекс и Фейсбук, а  сейчас я открываю сразу Ислам.ру, Islamtoday и, действительно, когда смотришь новости, настолько ты развиваешься как мусульман, как человек, настолько это все понятно, есть и хадисы и, естественно, суры, есть сообщения , которые радуют тем, что мусульманин сделал что-то хорошее, отличился в чем-то и, действительно, гордишься за это.

Конечно, хотелось бы пожелать читателям, чтоб мир был у нас, мирного неба мусульманам, всем народностям, людям других религий, чтобы все мы жили дружно, как жили раньше. Да одарит нас Аллах  Своей милостью, милосердием.

Беседовал: Мухаммад Раджабов

Другие журналы

ПОЧЕМ НЫНЧЕ ХАДЖ ДЛЯ НАРОДА?

26 марта 2013 года 10:58

Старшая абыстай

11 марта 2013 года 12:11
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей