Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры!
Вашему вниманию мы публикуем цикл статей Муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина. Серия авторских публикаций под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...
"НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЯЮЩИХ"
Наставление первое. ЮСУФ (алейхи салям)
Наставление второе. НУХ (алейхи салям)
Наставление третье. МУСА (алейхи салям)
Наставление четвертое. ИБРАХИМ (алейхи салям)
Наставление пятое. ЮНУС (алейхи салям)
Наставление шестое. АЙЮБ (алейхи салям)
Наставление седьмое. УЗЕЙР (алейхи салям)
Наставление восьмое. ИДРИС (алейхи салям)
Наставление девятое. МУСА И ХЫЗЫР (ХЫДР) (алейхимассалям)
Наставление десятое. БАЛЬ'АМ ИБН БАУРА
Баль'ам ибн Баура, живший во времена Мусы (алейхи салям), обладал глубокими знаниями и мудростью. Когда он делал дуа, то Аллах сразу же принимал его мольбы. Но, несмотря на широкую милость Всевышнего к нему, он ни разу не поблагодарил Создателя за это. Напротив, это великое благо он использовал в своих неблагочестивых делах, проявив непокорность и неповиновение Ему. Баль'ам насылал проклятья на Мусу (алейхи салям) и его последователей, вследствие чего был лишен милости Всемогущего Господа.
В Куръане есть следующие косвенные указания на эти события:
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ الَّذِي آتَيْنَاهُ آيَاتِنَا فَانسَلَخَ مِنْهَا فَأَتْبَعَهُ الشَّيْطَانُ فَكَانَ مِنَ الْغَاوِينَ
وَلَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا وَلَٰكِنَّهُ أَخْلَدَ إِلَى الْأَرْضِ وَاتَّبَعَ هَوَاهُ ۚ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ الْكَلْبِ إِن تَحْمِلْ عَلَيْهِ يَلْهَثْ أَوْ تَتْرُكْهُ يَلْهَث ۚ ذَّٰلِكَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا ۚ فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
«И прочти (о Мухаммад) им (иудеям и другим людям) историю о человеке (по имени Бальʼам ибн Баура, который променял духовные ценности на материальные блага), которому Мы даровали Наши знамения (знание религии), а он (отвергнув) отбросил их (подобно тому, как змея отбрасывает кожу). Шайтан (который был бессилен, когда тот был верующим) настиг его, и он стал заблудшим. И если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого (практики полученных им знаний). Однако он склонился к земному (ничтожным земным благам) и стал потакать своим прихотям. Он похож на собаку: прогоняешь ли ты ее или оставляешь в покое, она высовывает язык (человек, глубоко привязанный к земному, всегда пребывает в одном и том же состоянии, и не принимает наставления). Таков же пример тех, кто не поверил в Наши знамения. Так рассказывай им эти истории, чтобы они задумались (и уверовали)» (сура «аль-А’раф», 175-176 аяты). Эти аяты вкратце описывают историю Баль'ама ибн Бауры, которая вошла в различные тафсиры и книги.
В соответствии с одним из риваятов, Муса (алейхи салям) готовился к походу против одного высокомерного народа и вошел в Шам на землю сынов Кенана. С просьбой о помощи пришли к Баль'аму ибн Баура, который находился в одной из деревень города аль-Балька:
- О, Баль'ам! Муса ибн Имран со своим войском пришли, чтобы убить нас и изгнать с нашей земли, чтобы заселить ее сынами исраилевыми. Но у нас нет другой земли! И где же нам тогда обитать? Ты - тот, чьи мольбы принимаются, поэтому обратись к Аллаху с мольбой о нашем спасении.
До того, как впасть в заблуждение, Баль'ам ибн Баура был одним из тех, кто уверовал в пророчество Мусы (алейхи салям). Поэтому в ответ на это предложение, он сказал:
- Горе вам! Он – посланник Аллаха, и все ангелы, и верующие - вместе с ним. Как я могу сделать дуа против них?!
Но народ продолжал настаивать на своем и пошел к его жене, пообещав ей ценные подарки, если она сумеет уговорить Баль'ама. Впрочем, мирскими благами они одарили и его самого. Баль'ам поддался уговорам жены и народа Кенана.
Итак, Баль'ам ибн Баура сел на своего мула и отправился к горе Хусбан. Однако проехав небольшое расстояние, его мул опустился на землю и отказался идти дальше. Тогда Баль'ам стал бить своего мула. Скотина поднялась на ноги и прошла еще немного, а затем снова опустилась на землю. Баль'ам еще долго издевался над бедным животным, пока не довел его до изнеможения и не заговорил:
- О, Баль'ам! Куда ты идешь? Передо мной стоят ангелы и не дают мне пройти. Неужели ты идешь для того, чтобы призвать проклятья на пророка Аллаха и на верующих?
Однако Баль'ам ибн Баура утратил проницательность, и его обуяла гордыня и высокомерие. Он не обратил внимания на то, что его мул заговорил с ним, и продолжал бить его, заставляя двигаться вперед. Всевышний освободил путь мулу, и тот двинулся вперед.
Наконец, мул довез его до вершины горы Хусбан, и там Баль'ам ибн Баура начал призывать проклятья на Мусу (алейхи салям) и его войско. Однако Аллах повернул его язык против его собственного народа. Какие бы проклятья не призывал Баль'ам ибн Баура, они насылались на его соплеменников, а все его благие дуа обращались в пользу Мусы (алейхи салям). Увидев, как Баль'ам проклинает свой народ, они возмутились:
- О, Баль'ам! Что ты делаешь? Для них ты делаешь благие дуа, а на нас призываешь проклятья.
Он ответил:
- Я делаю это не по своей воле. Моим языком управляет Господь.
После этого его язык вывалился изо рта и повис до груди. Тогда Баль'ам ибн Баура повернулся к своему народу и сказал:
- Сейчас я потерял и ахират, и мирскую жизнь. Осталась лишь хитрость и коварство.
И он обучил их хитрости, которую следовало использовать для того, чтобы одержать победу.
В этом риваяте заключен ценный урок для людей размышляющх: таков конец тех, кто, встретив на своем пути очевидные знамения Аллаха, не последовал по пути истины. Баль'ам ибн Баура символизирует алимов без имана, ученых, которые используют свои знания для борьбы с исламом, искажают религию Аллаха ради своей выгоды и продают свою в обмен на мирские блага и славу.
Аяты, приведенные нами в этом наставлении, безусловно, указывают на Баль'ама ибн Бауру, однако содержащийся в них хукм касается не только его одного, но и всех тех, кто походит на него. Баль'ам, который впал в заблуждение вследствие своей гордыни и мирских желаний, олицетворяет собой человека, последовавшего наперекор знамениям Аллаха за шайтаном и опустившимся до уровня собаки, высунувшей язык. Такого состояние каждого, кто сойдет с пути знания и истины и направиться вслед за желаниями своего нафса и похотью, и его описывает в упомянутом аяте Творец.
В соответствии с одним из риваятов, степень в Раю, которая первоначально предназначалась для Баль'ама ибн Бауры, будет отдана собаке обитателей пещеры. Насколько же поучителен этот пример! Баль'ам ибн Баура являвшийся великим алимом, был лишен божественной милости после того, как занял место среди противников друзей Аллаха, оказавшись на степени собаки, высунувшей язык. Однако простая собака по кличке Кытмир, занявшая место среди обитателей пещеры, то есть среди друзей Аллаха, удостоилась чести стать обитателем Рая.
Господь испытывает нас возможностями и желаниями, но не решает за нас. Быть праведным или неверным - каждый разумный человек, по милости Создателя сам выбирает свой путь. Кому-то по душе сладкая участь, но отравленная греховностью и неверием, а для кого-то ценнее праведность, хоть и преисполненная трудностей. Пусть же наш Господь сделает нас одними из тех, кто извлек урок из этого повествования. И пусть Он защитит нас от зла скверных алимов, искажающих религию, и не позволит нам свернуть с пути алимов ахлю-сунна. Аминь!
Продолжение следует...
Камиль хазрат Самигуллин