Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры!
Вашему вниманию мы публикуем цикл статей Муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина. Серия авторских публикаций под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...
"НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЯЮЩИХ"
Наставление первое. ЮСУФ (алейхи салям)
Наставление второе. НУХ (алейхи салям)
Наставление третье. МУСА (алейхи салям)
Наставление четвертое. ИБРАХИМ (алейхи салям)
Наставление пятое. ЮНУС (алейхи салям)
Наставление шестое. АЙЮБ (алейхи салям)
Наставление седьмое. УЗЕЙР (алейхи салям)
Наставление восьмое. ИДРИС (алейхи салям)
Наставление девятое. МУСА И ХЫЗЫР (ХЫДР) (алейхимассалям)
Наставление десятое. БАЛЬ'АМ ИБН БАУРА
Наставление одиннадцатое. СУЛЕЙМАН (алейхи салям)
Наставление двенадцатое. «ОБИТАТЕЛИ ПЕЩЕРЫ»
Наставление тринадцатое. «ХАБИЛЬ И КАБИЛЬ»
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ
«И прочти им (о Мухаммад) истинную весть о двух сыновьях Адама…» (Сура «Аль-Маида, аят 27). Так говорит Всевышний Аллах в Досточтимом Куръане, в котором в назидание всем верующим раскрывается одна из самых трагичных страниц в истории человечества. Давайте последуем приказу Создателя и вспомним о Хабиле и Кабиле…
Так началось распространение человечества...
Адам (алейхи салям) и Хавва жили в Раю. Но после того, как они отведали плодов запретного дерева, они были низведены на землю: Хавва была ниспослана в Джидду, а Адам (алейхи салям) - в Индию. Глубоко раскаявшись в своей ошибке, они слезно молили Аллаха о прощении, и Он принял их покаяние, позволив встретиться в долине Арафат в окрестностях Мекки. После этой встречи, Хавва забеременела. Так началось распространение человечества.
Аллах даровал Адаму (алейхи салям) и Хавве много детей, и каждый раз она рожала близнецов - мальчика и девочку. Всего она родила двадцать пар детей, и только Шис (алейхи салям) родился один.
Но как же размножались люди, если все они были родными братьями и сестрами, рожденными от одной матери и отца? Исходя из необходимости, Всевышний Аллах узаконил для детей Адама (алейхи салям) браки друг с другом, т.е. в шариате того времени брак между родными братьями и сестрами не был запрещенным. Однако для этого были установлены определенные правила. Одним из них был запрет женитьбы единоутробных близнецов. Мужчины могли жениться на своих сестрах, рожденных раньше или позже себя, но не на своих сестрах-близнецах. Таков был шариат того времени. Когда количество людей на земле достигло определенного уровня, во времена Нуха (алейхи салям) браки между братьями и сестрами стали запрещенными.
Хабиль и Кабиль и их сестры были первыми двойнями Адама (алейхи салям) и Хаввы. Когда они достигли брачного возраста, по Шариату того времени Хабиль должен был жениться на единоутробной сестре Кабиля, а Кабиль - на единоутробной сестре Хабиля. Но только Кабиль не был с этим согласен и сам хотел жениться на своей единоутробной сестре, которая была очень красивой внешне.
Брат против брата
Адам (алейхи салям) наставлял сына, предостерегал его от запрещенного брака, требовал повиновения приказам Аллаха… Но Кабиль, вспыльчивый и непокорный, с детства измученный завистью к брату, продолжал возражать отцу.
Тогда Адам (алейхи салям) позвал к себе обоих сыновей и сказал им:
- Вы оба должны сделать жертвоприношение Аллаху. И того из вас, чья жертва будет принята, я женю на этой дочери.
Сказано – сделано. Хабиль занимался скотоводством и потому принес в жертву своего самого лучшего барана, а Кабиль был земледельцем, но выбрал для Всевышнего в своем амбаре самые плохие зерна пшеницы.
В те времена, когда люди совершали жертвоприношения, Аллах, если Он был ими доволен, ниспосылал с неба огонь, а отвергнутые Им дары оставались нетронутыми. Этот обычай продолжал существовать до появления сынов исраилевых, а затем, когда на земле появилось больше людей и среди них были нуждающиеся, Всевышний Аллах отменил его.
В одном из риваятов сообщается, что Хабиль принес в жертву не просто самого лучшего, а самого любимого своего барана, которого вырастил на своих руках. Но довольство Аллаха было для него превыше всего. Поэтому Всевышний принял его жертву и вознес этого барана в Рай. Этот же барашек, спустя несколько столетий, будет ниспослан в качестве выкупа Ибрахиму (алейхи салям), который был готов пожертвовать своим сыном. Таким образом, баран, пожертвованный ради Аллаха, спас человеческую жизнь - потомка Хабиля Исмаиля (алейхи салям).
В Куръане говорится:
وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ
«Мы выкупили его великой жертвой (Мы заменили его сына неописуемо прекрасным райским барашком)» (ас-Саффат 37:107).
Очевидно, что жертвоприношение – это великое поклонение, совершаемое имуществом, которое позволяет нам через пожертвования к ближним выразить свою бесконечную любовь к Аллаху, проявить щедрость и благодарность за Его бесчисленные блага, доказать Ему свою преданность и покорность. Приказ Всевышнего о совершении жертвоприношения был получен еще во втором году Хиджры. В Досточтимом Куръане об этом говорится:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
“Молись своему Господу и совершай жертвоприношение” (“аль-Каусар”, 2 аят). Однако в Куръане также сообщается следующее:
لَن يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَٰكِن يَنَالُهُ التَّقْوَىٰ مِنكُمْ ۚ كَذَٰلِكَ سَخَّرَهَا لَكُمْ لِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ ۗ وَبَشِّرِ الْمُحْسِنِينَ
Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не достигают Аллаха. Но Его достигает только ваша богобоязненность (праведный поступок в сочетании с правильной верой). Так Он подчинил их (животных) вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на истинный путь. Обрадуй же (о Мухаммад) добродетельных (верующих). (сура “Хадж”, 37 аят).
Таким образом, истинный смысл жертвоприношения кроется не в мясе животного, а в проявлении благочестия, набожности, искренней веры и послушания Создателю. Поэтому человек непременно увидит пользу от своих пожертвований, совершенных ради Всевышнего. Если и не он, то его дети или внуки.
Итак, Кабиль и Хабиль взяли свои жертвы, поднялись на гору и положили их на землю. В этот момент с неба сошел огонь, поглотивший жертву Хабиля, а жертва Кабиля осталась нетронутой. И стало совершенно очевидно, что Хабилем Всевышний был доволен, а Кабиль был неправ. В Досточтимом Куръане об этом говорится следующее:
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِنْ أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الْآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ ۖ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللَّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ
«И прочти им (о Мухаммад) истинную весть о двух сыновьях Адама. И каждый из них принес жертву (Аллаху). Но жертва была принята лишь от одного из них, а от другого не была. Он (Кабиль, жертвоприношение которого не было принято) сказал (брату): «Я непременно убью тебя». (Хабиль) ответил: «Поистине, Аллах принимает (поклонение) лишь от богобоязненных» (аль-Маида 5:27).
Зависть и ревность поглотили рассудок Кабиля. Озлобленный и безумный, он возненавидел своего брата и стал обвинять отца:
- Ты сделал за Хабиля дуа, и поэтому его жертвоприношение было принято. Если бы ты не сделал дуа, то была бы принята моя жертва, а не его.
В ответ Адам (алейхи салям) сказал:
- Нет, сын мой! Хабиль выбрал из своего имущества самое лучшее и с самым искренним намерением пожертвовал его ради Аллаха. А ты принес в жертву Создателю самое худшее из того, что имел. Аллах принимает жертвоприношения только от богобоязненных.
Первое преступление на земле
Кабиль продолжал негодовать и считал, что с ним поступили несправедливо. Воспользовавшись возможностью, шайтан стал внушать ему свои наущения – убить Хабиля и жениться на единоутробной сестре. Теперь эти мысли не оставляли его в покое, они, словно кровь по вене, неустанно бегали в его голове и призывали к мести и вожделению своей сестры. Под влиянием шайтана Кабиль решился на убийство и стал тайком подстерегать брата, когда тот отправился на далекие луга для выпаса стада.
Неподозревавший ни о чем Хабиль отпустил животных свободно пастись, а сам прилег в тени дерева, чтобы отдохнуть и вдруг почувствовал на себе взгляд человека. Это был Кабиль, источавший злобу и ненависть. Шайтан полностью овладел им и непрерывно нашептывал о необходимости убить Хабиля. Он сказал:
- Твоя жертва была принята, а моя нет. Как я теперь буду жить среди людей? Я не смогу теперь смотреть людям в глаза. Поэтому я убью тебя, и ты не сможешь жениться на моей сестре.
Хабиль ответил:
لَئِن بَسَطتَ إِلَيَّ يَدَكَ لِتَقْتُلَنِي مَا أَنَا بِبَاسِطٍ يَدِيَ إِلَيْكَ لِأَقْتُلَكَ ۖ إِنِّي أَخَافُ اللَّهَ رَبَّ الْعَالَمِينَ
«Если ты поднимешь руку, чтобы убить меня, я не подниму свою руку, чтобы убить тебя. Поистине, я боюсь (наказания) Аллаха, Господа миров» (аль-Маида 5:28).
Таким образом, он прибег к защите своего Господа и полностью положился на Него, не предприняв никаких действий против своего старшего брата.
Кабиль, разозленный словами брата еще сильнее, ударил камнем по голове Хабиля, который спокойно встал и хотел уйти. Хабиль скончался. Таким образом, в истории человечества была пролита первая кровь и было совершено первое преступление.
فَطَوَّعَتْ لَهُ نَفْسُهُ قَتْلَ أَخِيهِ فَقَتَلَهُ فَأَصْبَحَ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«И его эго (нафс) побудило его убить брата, и он убил его, понеся урон» (аль-Маида 5:30).
Мерзский поступок Кабиля оказался столь великим, что грех всех последующих убийств теперь так же ложится и на него. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Часть крови невинно убиенного, ложится на первого сына Адама. Потому что он был первым, кто совершил убийство».
Кабиль научился захоронению у вороны
Кабиль последовал за шайтаном и за своим нафсом и убил своего брата. Однако вскоре он пришел в себя и осознал, какой великий грех совершил, безжалостно убив своего безвинного брата. Теперь он – убийца, которого охватил страх и раскаяние. Отныне он утратил спокойствие и радость жизни, но содеянное было не исправить - безжизненное тело Хабиля лежало на земле.
Кабиль застыл над телом своего брата, не в силах уйти. Он был не в состоянии пошевелиться, и не знал, что ему делать… Вдруг впереди он увидел ворону, которая клювом копала землю. Приглядевшись, он увидел, что рядом с этой вороной находится тело мертвой птицы. После того, как ворона клювом выкопала небольшую ямку в земле, она бросила туда тело умершей вороны и стала закапывать яму.
Увидев это, Кабиль так же, как и ворона, начал копать землю. Вырыв яму, он положил в нее тело своего брата и закопал ее.
В Досточтимом Куръане об этом говорится следующее:
فَبَعَثَ اللَّهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الْأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءَةَ أَخِيهِ ۚ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَٰذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءَةَ أَخِي ۖ فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ
«И Аллах отправил ворона, который стал копать землю, чтобы показать ему, как похоронить тело брата. (Увидев, как живой ворон закапывает мертвого) он сказал: «Горе мне! Неужели я не мог сделать, как этот ворон, и закопать тело моего брата?!» Так он стал сожалеть (что так долго нес на своей спине тело убитого брата)» (аль-Маида 5:31).
…Уже стемнело, и было поздно, но дети до сих пор не возвращались. Тогда Адам (алейхи салям) отправился на поиски своих сыновей. Увидев приближающего отца, Кабиль в страхе и панике убежал. Оглядевшись по сторонам, Адам (алейхи салям) увидел камень, испачканный кровью, и понял, что здесь произошло. Не в силах сдержать свою боль и гнев, сквозь слезы он призывал проклятья на первого убийцу на земле – на своего сына.
Совершив это преступление, Кабиль ступил на скверный путь, став великим грешником. Отныне часть греха каждого, кто последует его примеру, возлагается на Кабиля, хотя и не уменьшается для самого грешника. В одном из хадисов говорится:
«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит бремени их собственных грехов!»
Продолжение следует...
Камиль хазрат Самигуллин