Влияние Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана

19 декабря 2011 года 16:24

13 декабря 2011 года в Казани прошла научно-практическая конференция «Влияние Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана», организатором которой выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ).

«За последние двадцать лет Татарстан стал территорией, на которую все больше обращают свое внимание зарубежные страны, стремящиеся к влиянию в этом регионе, выбирая для этого разные группы населения. Одним из государств, которое пытается включить этот поволжский регион в орбиту своей внешней политики, является Саудовская Аравия, за последние два десятилетия приложившая немало сил для распространения на постсоветском пространстве своей государственной идеологии – ваххабизма», - считает Раис Сулейманов. По мнению эксперта, идеологическая экспансия на мусульман Татарстана со стороны этой страны началась сразу же после распада СССР, когда естественное желание татар приобщиться к исламу после 74-летней атеистической политики государства было использовано различными арабскими проповедниками салафизма в собственных целях. «Именно арабские фундаменталисты первыми стали открывать молодежные лагеря на территории Татарстана, распространять переводную на русском и татарском языках литературу ваххабитского толка, организовывать обучение татарской молодежи в исламских университетах Саудовской Аравии, что в конечном итоге вылилось в появление первых боевиков из Татарстана на Северном Кавказе и в Афганистане», - напомнил собравшимся ситуацию 90-х годов прошлого века сотрудник РИСИ. Избрание на этот пост на основе альтернативных выборов Ильдуса Файзова позволило снизить саудовское влияние в регионе, но не изжить его до конца.

«В России сегодня существует саудовское лобби, стремящееся к внедрению в сознание последователей ислама в нашей стране ценностей общества Саудовской Аравии и формирующее антироссийские настроения среди российских мусульман, когда свое государство воспринимается только как враждебное исламу», - уверена научный сотрудник Российского института культурологии Галина Хизриева. В своем докладе «Идейно-политические установки проваххабитского сообщества России и роль Королевства Саудовская Аравия в их распространении» она проанализировала и на многочисленных примерах показала, что через салафитские исламские информационные ресурсы в Интернете внедряются в  завуалированной форме в сознание российских мусульман устойчивые ваххабитские идеологемы: «Россия – кяферское государство», «Нефть – это дар Аллаха, который должен принадлежать только мусульманам», «Русские – это оккупанты», «Муфтии маргинальны», «Традиционный ислам – это язычество» и др. По мнению исследователя, ваххабиты упор делают на так называемое «уммостроительство» - формирование молодежных джамаатов, скрепленных по принципу братства на основе салафитской идеологии.

Председатель Общества ревнителей истории города Казани Василий Ордынский выступил с докладом о деятельности спецслужб Саудовской Аравии на территории России и конкретно Татарстана. «Впервые с деятельностью саудовской разведки наша страна столкнулась во время военных действий СССР на территории Афганистана, откуда впоследствии уже на постсоветское пространство были переброшены многочисленные арабы-«афганцы» - участники боевых действий против Советского Союза в Афганистане, в начале для войны в Нагорном Карабахе, а потом и в Чечне», - считает исследователь. На основе открытых источников ФСБ России Ордынский сделал вывод, что спецслужбы Саудовской Аравии создают свою агентуру, в том числе и через россиян, обучающихся в исламских вузах ваххабитского королевства. В ныне закрытом ваххабитском медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах, откуда вышло много боевиков, участвовавших во второй чеченской войне 1999-2001 гг. против России, саудовские эмиссары учили не только религиозным предметам, но и тому, как готовить взрывчатку из подручных средств, обучали методам пыток для получения показаний от пленных и т.п. «Во второй половине 90-х годов в Татарстан приезжал «президент Ичкерии» Аслан Масхадов, которого встречали в Казанском Кремле весьма благожелательно. В ичкерийской делегации были также представители саудовской разведки, которые совершенно свободно передвигались по Казани и посещали местные мечети, в том числе и студенческое общежитие Казанского медуниверситета, где проживали как чеченские, так и арабские студенты», - рассказал Василий Ордынский.

«Саудовская Аравия потратила на пропаганду ваххабизма по всему миру больше средств, чем СССР на распространение коммунизма», - начал свое выступление заведующий Отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Татарстана Дамир Шагавиев. В своем докладе «Религиозная литература из Саудовской Аравии в Татарстане: содержание, доступность, распространение» казанский ученый отметил, что ваххабитская литература, доступная в республике любому человеку (как через некоторые книжные магазины, так и через Интернет), не призывает в открытую к насилию, но излагаемые в ней теологические вопросы приводят к формированию салафитских мировоззренческих установок у читателя. Большинство ваххабитской литературы представлено переводами сочинений зарубежных авторов на русский и татарский языки. По словам Дамира Шагавиева, очень много ваххабитской литературы раздают в Саудовской Аравии паломникам во время хаджа: «Когда паломники, в том числе из Татарстана, останавливаются в мекканских и мединских отелях, то в холле лежит много бесплатной литературы на разных языках: на английском, казахском, албанском, русском, татарском и др. Многие паломники свободно ее берут и привозят домой, не подозревая о ее содержании». Даже учебники по арабскому языку, изданные в Саудовской Аравии, имеют интересную особенность: в топиках для чтения присутствуют салафитские тексты, а при изучении алфавита в качестве иллюстрации используются весьма специфические изображения. «К примеру, когда изучается арабская буква «шин», то для ее чтения выводится слово «шахид», с которой оно начинается, и помещается фотография Хаттаба или Бен-Ладена, когда изучается буква «алиф», то дается слово «алим» («ученый») и фотография ваххабитского проповедника Абдуль-Азиз ибн База, а не, к примеру, великого татарского теолога Шигабутдина Марджани, т.е. на подсознательном уровне закладывается ваххабитская картина мира», - пояснил исламовед. Дамир Шагавиев призвал не стремиться к переводу зарубежной мусульманской литературы, а стараться издавать труды отечественных авторов, в том числе и дореволюционных татарских богословов.

Подводя итог конференции, ее участники сошлись во мнении, что публично провозглашенный президентом Татарстана Рустамом Миннихановым курс на поддержку традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба и проводимая муфтием республики Ильдусом Файзовым политика по деваххабизации мечетей и медресе натолкнулась на откровенное сопротивление со стороны ряда чиновников районного и городского масштаба. Подобный саботаж на местах приводит к тому, что ваххабиты по-прежнему продолжают проповедовать свои взгляды среди молодежи. В итоге одним из предложенных экспертами механизмов деваххабизации и снижения саудовского влияния на мусульман Татарстана видится личная ответственность глав районов и мэров городов за наличие в подконтрольных им муниципальных субъектах ваххабитских джамаатов.

 

 

Айрат Айдаров

Источник: www.e-umma.ru

 

Другие журналы

Информационный терроризм

28 января 2012 года 15:50

Двойные стандарты

28 января 2012 года 15:35
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей