Сухейля бинт Зейн аль-Абидин Хаммад: ислам предоставил женщине такие права, какие не смог ей обеспечить Запад

19 октября 2011 года 18:15

Предлагаем вашему вниманию интервью с саудовской правозащитницей Сухейлей бинт Зейн аль-Абидин Хаммад. Недавно король Саудовской Аравии Абдалла предоставил женщинам  страны избирательное право. Саудовские женщины смогут голосовать на муниципальных выборах, а также выдвигаться на них в качестве кандидатов. Кроме того, они смогут быть назначенными в Консультативный совет, действующий при короле.

- Прежде всего хотелось бы узнать о воспитании и образовании, которые сыграли роль в формировании вашей личности?

- Я воспитывалась в религиозной семье, где имело место изучение наук и исламского права. Мой отец, шейх Зейн аль-Абидин бен Мухаммед Хаммад, да смилостивится над ним Аллах, родословие которого ведется от самого сподвижника Абу Бакра ас-Сиддика, был одним из ученых Медины, знатоком исламского права. Он получил образование в мечети Пророка (мир ему). Наизусть знал Коран, был знатоком в области исламского права, коранических наук, арабского языка и истории, хорошо разбирался в преданиях - хадисах пророка Мухаммеда (мир ему). Основную часть своей жизни посвятил служению исламу и распространению призыва. Выучив Коран в возрасте 9 лет, в 12 лет он уже выступал в качестве имама на намазах таравих в мечети Пророка (мир ему). Все мои предки в основном были имамами в мечети Пророка (мир ему). Мой отец мог декламировать Коран наизусть в нескольких чтениях. Получив образование у нескольких шейхов, преподававших в мечети Пророка (мир ему), он превзошел их в знаниях. Несколько раз ему предлагали быть судьей, он отказался. Более 30 лет своей жизни он провел в Индии, распространяя ислам и обучая людей его предписаниям. Моя мама, да смилостивится над ней Аллах, является для меня примером прекрасной матери, жены и дочери во всех самых лучших смыслах этих слов. Я родилась и выросла среди верующих, добрых, любящих, славных родителей. Я утопала в их любви и нежности.

Мое воспитание осуществлялось в рамках исламских норм и ценностей, в которые я поверила всем своим сердцем. Меня все время не давал покоя тот факт, что мусульманская женщина лишена законных своих прав. Это приводит к тому, что она не может наилучшим образом выполнить религиозные предписания, так как считает, что религия ущемляет ее. Из-за этого западная женщина становится в качестве примера для подражания.

Я при помощи своего разума и пера начала джихад на пути реформирования мусульманского общества. Обычная публикация статей для меня превратилась в научную работу - я без устали продолжала распространять мудрость Книги Аллаха среди правоверных женщин. Я желала, чтобы нормы их поведения соответствовали нормам Корана. Коран - один из основополагающих пунктов, которые определяют поведение женщины. Если человек имеет определенную манеру поведения, которая не соответствует установкам Корана, то он, узнав об этом, должен отказаться от этой манеры, даже если она у него укоренилась в душе. Так пожелал Аллах, что меня окружали искренние, набожные, щедрые родители.

Также на мое воспитание оказало большое влияние тот факт, что я родилась в Медине, в доме, который находился недалеко - все лишь в нескольких шагах - от мечети Пророка (мир ему). Я все время слышала не только, как звучат призывы на молитву с ее минаретов, но и сами молитвы, которые доносились изнутри здания до моего уха. Особенно на моей душе оставил неизгладимый след голос имама Абдель-Азиза бен Салеха, да смилостивится над ним Аллах, который вел утренние намазы, намазы таравих, намазы ночного бдения во время Рамадана. Он пробуждал во мне чувства, что я шагаю по земле, на которую ступал самый лучший из людей - пророк Мухаммед, да благословит Аллах и приветствует его, его сподвижников, его женщин и да будет доволен ими всеми, дышу воздухом, которым он (мир ему) дышал. Очень часто я писала по ночам, и до меня доносились ароматы гваякового дерева, которое сжигали в Благородном саду в мечети Пророка (мир ему). Временами я представляла себе, как в воздухе звучит азан первого муаззина Пророка (мир ему) - Билала, который призывает людей на утреннюю молитву. В такие минуты меня охватывали чувства, которые невозможно передавать словами, описать пером. Все они находили свое отражение в моих публикациях.

Кроме того, на меня, на мою личность большое влияние оказало общество Медины: мирное, простое, уверовавшее, щедрое, приятное. Многие признают, что общество Медины самое приятное. В этом обществе отсутствуют материальные интересы, они не определяют их поведение. Это общество, на членов которого нисходит благодать Аллаха, на их время, на их пропитание. Сам Посланник Аллаха (мир ему) просил благодать жителям Медины.

- Тот факт, что вы родились в районе Хиджаза, известного своей открытостью, оказал на вас непосредственное влияние?

- Несомненно, открытость этого общества к миру, особенно общества Мекки и Медины, оказали влияние на мою семью, среду, которая меня окружала. Мы в Хиджазе каждый год принимаем миллионы мусульман со всех концов света, которые приезжают совершать обряды хаджа и умры, посещают мечеть Пророка (мир ему). Кроме того, Мекка и Медина являются местами переселения Пророка (мир ему) и его сподвижников. Хиджаз это место, где пересекаются культуры и цивилизации. Медина же до ислама оставалась городом, жители которого занимались сельским хозяйством, встречали и провожали караваны, идущие из Мекки в Сирию.

- Как у вас так получилось, что вы с деятельности на литературном поприще перешли на проблемы женщин и прав человека в целом?

- Проблемами женщины и прав человека я начала заниматься до того, как стала писать и стала интересоваться литературой и литературной критикой. Первое мое исследование, которое я написала и опубликовала в прессе, называлось «Колебание женщины между «недобором» и «перебором» привело к тому, что мы имеем сейчас». Статья была опубликована в литературном приложении газеты «Аль-Мадина» в 1978 году. Потом вышла книга «Женщина между «недобором» и «перебором». Затем я выпустила «Путь саудовской женщины… Куда?», «Создание мусульманской семьи», «Роль женщины в настоящем ее положении», «Из глубины души и сути мысли». В 1986 году я перешла на литературную критику. Мое исследовании «Мысль Тауфика аль-Хакима в свете исламского вероучения» издавалось на протяжении трех лет. Оно стало своего рода серией исследований, посвященных развитию арабской мысли в свете исламского вероучения, которое состояло из 26 частей и рассматривало как практические, так и теоретические вопросы исламского вероучения в литературной критике. В ходе работы над этим исследованием я не могла не затрагивать проблемы женщин, права человека, корректировать обращение ислама к женщине, отсеивать сомнения и искажения ученых-востоковедов в жизни пророка Мухаммеда (мир ему).

- До какой степени справедливо утверждение, что в Саудовской Аравии либерально настроенная женщина и женщина, придерживающая исламской направленности, одинаково выступают за свои права, несмотря на огромную разницу между ними в интеллектуальном отношении?

- Это утверждение в определенной степени справедливо. Потому что ислам в правильном понимании, лишенном от предрассудков, традиций, обычаев, которые идут в разрез с его принципами, ценностями, мировоззрением, предоставляет женщины права, впоследствии позаимствованные Западом и отданные западной женщине: право на образование, работу, опекунство, участие в общественной жизни, в Консультативном совете (Меджлис аш-Шура - законосовещательный орган в системе управления страны - IslamRF.Ru), в выборах, а также право выдвигать себя, занимать управленческую должность, изучать законы, выступать в качестве покровителя над собой, выдавать себя замуж, свободно передвигаться, участвовать в конференциях и научных форумах, выражать свое мнение.

Однако ислам отличается двумя незыблемыми  принципами: обязательство женщины носить хиджаб - длинную одежду, которая скрывает все, кроме ее лица и кистей, если на них не нанесена декоративная пудра; второе – недопустимость уединения, которое противоречит нормам шариата. Ислам это запрещает, тогда как в целом женщине оставаться с кем-нибудь не запрещено. Есть аяты Корана, которые дозволяют мужчине и женщине быть вместе, например, 61-ый аят суры Семейство Имрана или 282-ой аят суры Корова, где говорится о возможности призывать в качестве свидетеля одного мужчину и двух женщин, и др. Такие хадисы, как «Мужчина не остается наедине с женщиной, которая находится без махрама (мужчиной, с которым навсегда запрещено бракосочетание, и собственный муж - IslamRF.Ru)», «Мужчина без сопровождения мужчины или двух мужчин не может зайти к женщине, которая живет раздельно с мужем» и многие другие предания, подтверждают это. Ислам в данном случае предоставил женщине такие права, какие не смог обеспечить Запад своей женщине. Например, право жены подать на развод, или право иметь свое имущество. Так, согласно французскому законодательству, замужняя женщина не имеет права распоряжаться своим имуществом без согласия мужа. Право оставаться на девичьей фамилии после обручения. В западных странах это право также попирается - жена вынуждена перейти на фамилию мужа.

Кроме того, ислам обязывает мужа, отца, брата, сына нести бремя расходов женщины. Муж обязан содержать жену, даже если она является богатой и обеспеченной, не принуждать ее работать, оставлять это решение за ней. Между тем, женщина в западных странах вынуждена работать, чтобы содержать себя. Ислам также разрешает женщине предоставить политическое убежище, нанимать в качестве работника гражданина враждебно настроенного против мусульман государства. Этого права на Западе лишены даже мужчины.

Ислам стоит выше всех современных систем в плане предоставления женщине прав. Если некоторые исламские требования пересекаются с либеральными, то это не значит, что они либеральные и светские, как их называют радикально настроенные люди. Наоборот, это Запад перенял их у нашей религии и предоставил своей женщине, проигнорировав при этом принципы ислама, которые не дозволяют женщине уединяться, выставлять напоказ свою красоту, оголяться, обнажать голову, ноги, руки.

- Мы замечаем, что в королевстве за изменение положения женщины в основном выступают либерально настроенные люди, тогда как исламисты продолжают сохранять полное молчание. Это происходит в отношении управления женщиной автомобиля, работы в торговле и других вопросов, которые возникли в последнее время.

- Возможно я единственный человек, будучи представителем умеренного ислама, который выступает за права женщины с точки зрения шариата, призывает внести корректировки в религиозный дискурс, очистить его от предрассудков, обычаев и традиций, противоречащих принципам ислама. Многие мужчины и женщины, придерживающиеся умеренных позиций, молчат. Это происходит либо по причине отсутствия смелости выступить против, либо угодить желаниям радикально настроенных мусульман. Большое количество мусульман находится под влиянием существующего религиозного дискурса, который запрещает женщине не только быть членом Консультативного совета, участвовать в муниципальных советах, занимать руководящие посты, но и управлять автомобилем, заниматься физической культурой, открывать лицо.

- Некоторые активисты, выступающие за права человека, утверждают, что отказ выступать в защиту прав женщины связан с теми негативными впечатлениями, которые сложились на западе вокруг движений, призывающих освободить женщину. Вы принимаете такую трактовку?

-  К сожалению, люди, выступающие против изменений, делают это только по той причине, что сами не желают изменений. Они хотят, чтобы все оставалось без изменений. Любое требование относительно какого-либо права женщины, которое ей предоставляет ислам, идет наперекор с их желаниями, как будто бы оно привнесено с Запада. Поэтому они права, предоставленные женщине исламом, приписывают Западу или международным соглашениям.

- Обучение девушек в Саудовской Аравии началось много лет назад. Каковы его результаты в общественной и профессиональной сферах?

- Обучение девушек в королевстве началось более 50 лет назад. Оно принесло определенные результаты в таких сферах, как наука и образование. На мировом уровне саудовская женщина в науке осуществила то, что не смог сделать представитель сильного пола, несмотря на то, что перед ним были открыты все дороги, все научные и профессиональные области были в его сфере, а также мог свободно передвигаться.

- Ясно, что часть элиты, которая получила образование заграницей, не так легко соглашается с устоявшимися традициями и обычаями в отношении женщины. Как вы считаете, количество таких людей в будущем будет увеличиваться? Они уже в обозримом будущем могут способствовать осуществлению изменений?

- Без сомнения, это один из факторов способствующих достижению изменений. Более того, реформаторские решения короля благодаря таким людям будут увенчаны успехом.

- Религиозные институты играют важную роль во внутренней жизни королевства. Они препятствуют снятию ограничений, наложенных на женщин?

- Без сомнения, религиозные институты являются одним из самых больших препятствий. Многие религиозные деятели продолжают придерживаться дискурса, который считает женщину неполноценной. Мужчина, по их мнению, лучше женщины. Это находит место при вынесении решений судебного или законодательного характера, особенно в вопросах семьи, замужества в силу ошибочного понимания аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему), или в силу использования слабых, выдуманных, противоречивых хадисов, или хадисов без упоминания сподвижника в цепочке передатчиков. Такие решения противоречат требованиям шариата относительно прав, предоставленных исламом женщине, мешают ее развитию, получается шаг вперед, два - назад. Вместе с тем, мы не можем сказать подобное обо всех, кто работает в религиозных учреждениях страны. В частности, мы высоко ценим мнение ученых, которые одобрили право женщины участвовать в политической и в общественной жизни. Именно этих деятелей имел ввиду в своей исторической речи служитель двух святынь в Консультативном совете.

- Что вы думаете о культурной составляющей саудовской женщины? Какие приоритеты в этой области? Другими словами, как саудовская женщина реагирует на изменения, которые происходят в культуре?

- Сознание саудовской женщины идет в ногу со временем, и в среднем по своим интеллектуальным качествам превосходит сознание общества. Под исключение возможно попадают женщины, находящиеся под влиянием существующего религиозного дискурса в стране.

- В каких областях саудовская женщина добилась более выдающихся результатов, нежели другие?

- Милостью Аллаха, советами семьи и при ее поддержке саудовская женщина смогла достичь результатов в любой сфере, в которой начала работать. Ей присущи такие качества, как ум, интеллект, ловкость, внимательность, ответственность, терпение, настойчивость и социальный интеллект. Несмотря на все препятствия, которые встречаются у нее на пути, она осуществила впечатляющие научные достижения на мировом уровне, которых не смогли добиться даже мужчины.

- Какие условия или механизмы должны существовать для того, чтобы женщина вышла из тупика, в котором она оказалась?

- Изменение религиозного дискурса в пользу женщины. Я не перестаю об этом говорить на протяжении более 15 лет. Неправильный религиозный дискурс - основное препятствие на пути развития, прогресса в саудовском обществе, в частности, в арабском и исламском мире в целом. В этом дискурсе главенствуют предрассудки, традиции, обычаи, которые никакого отношения к исламу не имеют. Дискурс зиждется на том, что мужчина возносится, а женщина, наоборот, терпит принижения. Возникает ощущение будто бы она создана лишь для того, чтобы приносить мужчине наслаждение, служить ему и подчиняться. С заключением брака она становится его собственностью. Здесь я ссылаюсь на речь короля в Консультативном совете, в которой говорилось, что о предоставлении саудовской женщине политических прав. Согласно правильному пониманию религии, она заслуживает эти права.

- Много лет вы выступали за права саудовских женщин. Что осуществлено за эти годы? Что для вас является болезненным вопросом?

- Решение служителя двух святынь, да убережет его Аллах, о предоставлении женщине прав на участие в политической и общественной жизни. Дальше,  я думаю, последуют указы о предоставлении женщине прав на создание семьи, за которые я сама выступала все эти годы. Я верю, что саудовская женщина при правлении короля Абдаллы обретет еще больше прав.

- Указы короля Абдаллы, позволяющие женщины баллотироваться в муниципальные советы и в Консультативный совет страны, отвечают устремлениям саудовской женщины работать в общественной сфере?

- Абсолютно. Благодаря этим указам саудовская женщина обрела права, которые ей гарантирует ислам, как, например, вести торговлю, участвовать в консультациях, занимать руководящие посты, право участвовать в общественной жизни. Несмотря на все трудности, саудовские женщины стремились обрести эти права. Политические права до недавней поры считались табу для женщин. Благодаря указам саудовские женщины смогут занимать посты министров, как это имеет место в странах Персидского залива, быть судьями наподобие их сестер в Судане, Сирии, Египте, Бахрейне, состоять в членстве в высших научных ведомствах. Кроме того, в истории ислама женщины имели права выносить фетву. Здесь мы можем в качестве примера привести матери правоверных Аишу и Маймуну бинт аль-Харис.

 

shabiba.com

Перевод: Ахметжанов М.А.

http://islamrf.ru

 

Другие журналы

Мечети и медресе в Агрызе

07 февраля 2012 года 10:04

Главный вопрос

06 февраля 2012 года 11:07

Культура катастрофы

06 февраля 2012 года 11:06
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей