Мусульманское дворянство в Российской империи

27 сентября 2011 года 22:16

Непрерывное расширение территории Российского государства, включение в состав Поволжья, Приуралья, Сибири, Крыма, части Польши, Кавказа, Туркестана сделали подданными России многочисленные народы, исторически исповедующие Ислам. К концу XIX века, по материалам первой Всеобщей переписи населения 1897 года, из 130 млн. человек населения России примерно 14 млн. составляли мусульмане. Подавляющее большинство их были суннитами, лишь на Кавказе и на Памире (современный Таджикистан) часть мусульман являлась шиитами. Важнейшей задачей имперской власти было создание системы отношений с мусульманским нобилитетом, являвшимся наряду с духовенством и купечеством ведущей силой мусульманской общины в России. Значительную часть мусульманской светской элиты составляла наследственная родовая знать – потомки Чингизидов, других именитых фамилий.

 

В XVI – первой половине XVIII веков в отношениях Российского государства со своими подданными мусульманами не все бывало просто и гладко. В целом, Ислам и его религиозные учреждения в средневековой России никогда не были запрещены, но всё же переход в Православие весьма приветствовался. В составе русского дворянства прослеживается несколько сот фамилий тюркского происхождения – Юсуповы, Тенишевы, Урусовы и многие другие, сыгравшие огромную роль в политической, военной и культурной истории России. Представитель одной из таких семей – Борис Годунов – был в 1598-1605 годах русским царём.

Ряд знатных татарско-башкирских родов служили России, сохранив Ислам: им были оставлены и даже дарованы земли, платилось жалование, но было запрещено владеть крестьянами-христианами. На протяжении XVI-XVII веков южнее Москвы существовало вассальное от России мусульманское ханство – так называемое Каримовское царство, где жили служилые татары и правителем мог быть только мусульманин-чингизид.

Важный поворот в государственно-религиозной политике, в том числе и по отношению к Исламу, произошёл в царствование императрицы Екатерины Великой. 17 июня 1773 года ею был подписан указ о терпимости всех вероисповеданий в России. В 1774 году по Кючук-Кайнарджинскому мирному договору русское правительство гарантировало неприкосновенность всех религиозных свобод для мусульман. С этого времени вплоть до начала XX века Россия признала за турецкими султанами право на халифат, то есть верховную духовную власть над мусульманами-суннитами, в том числе и подданными России.

В этот же период русское правительство приступило к инкорпорации мусульманской аристократии Империи в состав российского дворянства. В результате реализации данной политики к концу XIX века в России насчитывалось примерно 70 тысяч мусульман – потомственных и личных дворян и классных чиновников (с семьями), что составляло около 5% от общего числа дворян Империи.

Наиболее надёжным путём закрепления мусульманской знати в дворянском сословии стала государственная военная и гражданская служба. Так, в 1814 году Уфимское дворянское собрание признало в дворянском достоинстве сразу 64 мусульман – участников Заграничных походов против наполеоновской Франции. К началу XX века представители ряда дворянских мусульманских фамилий Европейской России: Юсуповы, Акчурины. Гирей, Еникеевы, Тевкелевы – активно участвовали в политической жизни страны, многие из них получили высшее светское и военное образование, они занимали высокие должности, для них был характерен дух заметного европейского космополитизма.

Важной стороной жизни мусульманского нобилитета была его служба в вооружённых силах Империи. Десятки мусульман - офицеров и генералов - отличились в многочисленных войнах, которые приходилось вести России.

Среди известных мусульман-генералов России можно назвать такие имена, как Алиханов-Аварский, Еникеев, Тевкелев, Халилов, Хан-Нахичеванский и другие. В ходе русско-японской войны.

1904-1905 годах прославились героизмом защитники Порт-Артура офицеры-мусульмане Самадбек Мехмандаров и Али Ага Шихлинский, ставшие позже генералами Русской армии. Их земляком, так же уроженцем Азербайджана, был незаурядный предприниматель Гаджи Зейнал Аб-Дин Тагиев, который проделал путь от бедного подмастерья до миллионера-нефтепромышленника, благотворителя и мецената. Тагиеву был присвоен генеральский чин, он был награждён высшими орденами Империи, в 1910 году Император Николай II возвёл его в потомственное Российской Империи дворянское достоинство.

Таким образом, мусульманский нобилитет в целом пользовался покровительственным вниманием со стороны русской власти. Он играл свою, во многом особую роль в системе государственного управления, политической и военной истории России вплоть до 1917 года, когда ему пришлось столкнуться с теми испытаниями, которые выпали на долю всего российского дворянства.

 

Дмитрий Арапов. Духовно-просветительский журнал "Мусульмане".

Использовано в сокращении

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей