"Господь разными путями собирал нас под крышей одного дома..."

03 марта 2016 года 11:10

Что есть религиозная идентичность, правильно ли употреблять термин «секты» и что лежит в основе функционирования нетрадиционных религиозных организаций? На эти и многие другие назревшие вопросы ответили представители духовенства и сферы образования РТ в рамках прошедшей пресс-конференции, посвященной религиозной идентичности населения Татарстана.

- Идентичность – это тот аспект, который рассматривается всесторонне, - отметил в своем выступлении Вадим Козлов, исполнительный директор казанского межрегионального центра экспертиз. – Ведь именно идентичность является тем стержнем, который формирует мировоззрение и на индивидуальном, и на групповом уровне.

Период распада СССР – стал точкой религиозного ренессанса всего советского народа.

- На тот момент казалось, что к XXI столетию с ростом научной сферы человечество придет к полному неприятию религиозного самосознания, откажется от него, соизмеряя себя с иной шкалой ценности. Однако, как мы с вами видим, уже в конце XX века наблюдался резкий рост религиозной идентичности.

По результатам опросов 2015 года практически 80% татарстанцев ощущают близость с людьми своего вероисповедания. Из этих людей, которые относят себя к одной из двух традиционных для Татарстана конфессий – ислам и христианство, более 60% мусульман посещают мечети и около 62% православных регулярно ходят в церкви.

- Здесь также стоит добавить, что в 90-ые годы на волне ренессанса, смены идеологии в республику попало много представителей нетрадиционных религиозных движений. В настоящее время, по оценкам экспертов, несколько тысяч татарстанцев являются приверженцами этих организаций.

Рустам хазрат Батров, первый заместитель муфтия, Председателя ДУМ РТ, сделал акцент на двух моментах – сохранении традиционных ценностей, которые определяют духовный смысл, нравственное измерение жизни, и понимании традиционного ислама.

- Мы с вами живем в стране, для которой всегда был важен глобальный смысл, великая миссия, без которой руки опускаются и силы иссякают. В контексте разговора о сохранении традиционных ценностей, нельзя не отметить, что на сегодняшний день можно наблюдать, что в современном, западном мире эти самые ценности низвергаются, поругаются. Как итог – на свалку выкидывается как мусор то, что накапливалось веками. Эти ценности базируются, конечно, на духовном наследии наших народов, для нашей республики – это православие, ислам. И здесь у нас всегда было много общего, всегда мы стоим одной единой платформой. Сегодня момент единения в контексте объявленных санкций и воздействия со стороны остального мира крайне важен. Тот опыт, который накоплен в результате мирного сосуществования и тесного взаимодействия наших конфессий, - достаточно уникальное явление. Действительно, Господь разными путями собирал нас под крышей одного дома. В результате получился уникальный феномен, который мы называем Россия. Это не просто страна, это цивилизация, особый статус. Это евразийская цивилизация, где есть и западная рациональность, и восточная духовность, сплетаются и православные, и исламские мотивы.

Это выражается, по словам спикера, и в том, что многие татары как своего воспринимают русского православного человека, живущего с ним бок о бок, нежели какого-то абстрактного азербайджанца или араба, представителя исламской культуры.

Что касается понятия «традиционный ислам», то на эту тему существует немало спекуляций. Государство под этим понимает лояльный ему, пророссийский ислам, татарские националисты – татарский ислам, ислам, как часть национального самосознания, а простой татарский народ – народный ислам, «ислам моей бабушки», «ислам моего детства».

- Ислам – это самобытная цивилизация, устроенная иначе, чем православие. Сам термин «традиционный ислам» возник для облегчения понимания и произношения. Это то суннитское большинство, которое испокон веков было и которое хранит три науки, в недрах которых и происходит духовное и нравственное становление человека. Это акыда, фикх и тасавуф. Внутри этих наук сформировались свои школы, свои мазхабы. У нас каноническая школа – ханафитская, вероучение – матуридитское. Как отмечал известный татарский богослов Мурад Рамзи, татары всегда были в области фикха ханафитами, а в области акыды – матуридитами. Это и есть традиционный ислам. К тому же это прописано в уставе Духовного управления.

Говоря о способах противодействия радикально настроенным нетрадиционным религиозным организациям, протоиерей Сергий Титов отметил необходимость повышения уровня духовного образования. Причем начинать надо со школы, а курса «истории мировых религий мало».

- Вне зависимости от того, исповедуют ли родители определенную веру или придерживаются атеистических взглядов, у ребенка должна быть возможность выбора. Уже с младших школьных классов дети должны знакомиться с канонами своей веры, осознанно понимать все ее догматы и учения. Также необходимо понимать и основу учения представителей иных официальных конфессий, проживающих с тобой на одной территории. Если остановиться только на истории мировых религий, то эти знания не уберегут от попадания в радикальные организации. К знаниям нужно прибавить понимание сердцем, принятие.

По словам Ларисы Астаховой, заведующей кафедрой религиоведения ИСФНиМК КФУ, подобных специалистов готовят на направлениях исламской и христианской теологий на базе КФУ.

- Наши студенты, которые в скором времени выйдут из стен университета, вполне готовы заниматься просвещением школьников в области религиозной идентичности.

К слову, все существующие на территории Российской Федерации нетрадиционные религиозные движения являются филиалами зарубежных организаций. Причем приток радикалистов на территорию РФ усилился после событий 2014 года (присоединения Крым к РФ, гражданская война на Украине, противостояние России и Европы). Многие из этих организаций осуществляют свою паразитическую миссию, маскируясь под традиционные конфессии, используют манипулятивные техники, увлекая людей, находящихся в трудной ситуации, в поиске религиозной идентификации. А если говорить о мотивах тех, кто стоит у руля в таких организация, то здесь зачастую во главе всего стоят политические амбиции, желание противостоять чему-либо. Нельзя исключать и финансовую составляющую.

- Стоит добавить, что любое сектоборческое противостояние играет на руку именно радикальным организациям, а не традиционным конфессиям. Это привлекает дополнительное к ним внимание.

На руку им играет, как отметила Лариса Астахова и несовершенство законодательства РФ, в котором регламентируются лишь четыре признака, согласно которым организация признается религиозной (против 14 в Европе), а закрыть радикально настроенные организации можно только по суду. К тому же деятельность экспертов в рамках судебной религиоведческой экспертизы до сих пор четко не прописана.

- У нас слишком демократическое законодательство в отношении подобных организаций, - отметил эксперт.

Ильмира Гафиятуллина

Другие журналы

В свияжской ИК-5 зазвучал

05 сентября 2012 года 12:17

ВЕРА В АЛЛАХА

31 августа 2012 года 13:09

Дело ведут знатоки

28 августа 2012 года 12:12
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей