Рустам Батыр: «Что происходит с мусульманами Татарстана?»

18 января 2014 года 23:29

В минувшие выходные в Булгаре прошел всероссийский Мавлид с участием муфтиев России и президента РТ Рустама Минниханова. Это событие как зеркало отразило в себе те процессы, которые происходят сейчас в духовной жизни татар, считает первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он раскрывает последние тренды религиозной жизни мусульман Татарстана, а также подвергает критике татарских националистов, устраивающих День памяти (Хэтер коне), и призывает татар строить Болгар в своей душе.

НАЧАЛО РЕНЕССАНСА

В прошедшие выходные в Белой мечети г. Булгар прошли религиозные торжества, посвященные Мавлиду — рождению пророка Мухаммада. Для мусульман нашей страны мероприятие стало событием всероссийского масштаба, а для Татарстана оно на новом уровне зафиксировало те тренды в духовной жизни региона, которые обозначились у нас в республике в последние годы.

Прежде всего необходимо отметить, что Мавлид в республике Татарстан на уровне руководства ДУМ РТ стал отмечаться только недавно, несколько лет назад, когда в мусульманской общине был взят курс на возвращение к исконному, т.е. традиционному, исламу. При этом и по сей день есть силы, которые хотят запретить нам отмечать этот праздник любви к Пророку и тем самым хранить верность традициям наших предков, а также быть единым со всем мусульманским миром. По факту Мавлид стал местом теологической битвы между сторонниками многовековых ценностей ислама и приверженцами тех радикальных настроений, которые зарубежные эмиссары в разгульные 90-е пытались импортировать на российскую почву.

Новый муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин не только сохранил возрожденный тренд, но и поднял празднование Мавлида на совершенно новый уровень. По его инициативе он прошел с участием муфтиев из разных регионов России, что придало торжествам совершенно другой масштаб. Здесь для общего фона стоит отметить, что за последний год Камиль хазрат сумел добиться того, что и другие исламские праздники у нас в Татарстане обрели новый калибр и звучание. Так, в рамках прошлогоднего Ураза байрам состоялся грандиозный концерт на одной из центральных площадей Казани с участием всемирно известного мусульманского певца Сами Юсуфа, а в рамках Курбан байрам на телеканале ТНВ прошел масштабный марафон по сбору средств в помощь сиротам-инвалидам. Такого размаха прежде никогда не было. Мавлид в Булгарах на всероссийском уровне — закрепил данную тенденцию.

 Камиль хазрат Самигуллин

Подобное движение вперед крайне важно для всех татарстанцев и россиян в целом. Ведь оно выступает не только зримым выражением реализации свободы совести и вероисповедания, что значимо само по себе, но и помимо прочего выбивает почву из под ног тех, кто пытается раскачивать ситуацию в нашей стране, используя исламский фактор. Зададимся вопросом: каким образом псевдорелигиозные экстремисты вербуют простых мусульман в свои одиозные ряды? По большому у них счету один аргумент: Россия — враг ислама и потому подлежит уничтожению. Однако сейчас подобная риторика по крайней мере неубедительна. Официальные выходные в Ураза байрам и Курбан байрам, всероссийский масштаб празднования Мавлида — а это только вершина айсберга — плохо вписывается в эту мрачную картину, которую рисуют радикалы, работающие на исламском поле.

Мусульмане с каждым днем все больше осознают, что сегодня в России, и в особенности в Татарстане, создаются все условия для духовной жизни представителей разных вероисповеданий и людей, не исповедующих никаких религиозных взглядов. У нас в духовной сфере не все идеально, но самое главное то, что мы впервые в истории нашей страны живем в условиях религиозного равенства и конфессиональной свободы. Такого прежде по большому счету никогда не было: ни в царской России, ни в Советском Союзе. И этот факт очень не по душе тем экстремистским силам, которые вынашивают недружелюбные планы против нашей Родины. Им нужен совершенно другой расклад.

 

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ

Булгар в качестве площадки для проведения Мавлида был выбран осознано. Ведь он является тем местом, где в 922 году состоялось официальное принятие ислама нашими предками. И в этом смысле булгарская земля сакральна для исторического самосознания татарского народа. Не случайно, святые молитвы многих татарских шамаилей пишутся на фоне изображения не только Каабы и Медины, но и Булгар, что подчеркивает его особую значимость для татар.

Даже в советские годы татары совершали зиярат («посещение») булгарской земли. Это не было каким-то особым религиозным действом, однако помогало нашему народу сохранять связь со своей древней историей. В начале 90-х, когда все атеистические запреты были сняты, зиярат Булгар превратилось в настоящее массовое движение татарского народа. Десятки тысяч людей ежегодно собираются здесь в день принятия ислама на «Изге Болгар ?ыены», что делает его самым масштабным ежегодным мероприятием, связанное с исламом и татарами, у нас в стране. Ни один сабантуй, даже федеральный, не собирает столько людей.

Для контраста можно вспомнить также «Хәтер көне» — «День памяти», который посвящен ежегодной годовщине взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. По форме «Изге Болгар җыены» и «Хәтер көне» схожи: и то, и другое призвано пробудить в нас память об истории нашего народа. Однако отношение людей к ним принципиально разное. На «Изге Болгар җыены» из года в год приезжает все больше и больше людей (в минувшем году число его участников превысило 60 тысяч). А «Хәтер көне», наоборот, из года в год теряет своих сторонников (в прошедшем году на него пришло не многим более 100 человек). К слову, этой осенью татарские националисты из Набережных Челнов обращались в ДУМ РТ с просьбой организовать «массовку» для «Хәтер көне». Видимо, дела у организаторов данного мероприятия совсем плохи. На булгарский же Жиен люди едут сами. Попробуйте в Казани в этот день найти свободный, не арендованный автобус и все само станет ясно без лишних слов.

 

Мне кажется, причина здесь кроется в двух вещах. Во-первых, «Хәтер көне» и «Изге Болгар җыены» имеют разное эмоциональное наполнение. Первое проходит со знаком «минус», ибо несет в себе негатив, чувство подавленности и поражения. По крайней мере, в такой трактовке оно подается крайними националистами, упускающих из вида тот простой факт, что через сложные исторические перипетии Всевышний Господь собрал под крышей единого дома народы общей теперь для всех нас страны, которой благодаря такому межнациональному сплаву суждено играть особую роль в мировой истории. Вместо того чтобы заниматься ментальным садомазохизмом, преподнося последние столетия жизни татарского народа исключительно в черных тонах, нашим радикальным националистам не мешало быть посмотреть на судьбы российских народов не с позиции разъеденного прошлого, но с перспективы единого будущего. «Изге Болгар ?ыены» в этом отношении, напротив, окрашен знаком «плюс», ибо дарит позитив, душевный подъем и гордость за свой народ, опередивших своих православных соседей в приобщении к великой традиции монотеизма.

Во-вторых, тематически «Изге Болгар җыены» напрямую связан с исламом, а «Хәтер көне» — нет. А ислам все-таки — это нерв татарского самосознания и всей татарской культуры.

На Жиен люди едут исключительно по зову своей души. Из самых разных уголков нашей страны татары стремятся попасть в Булгар, преодолевая сотни и даже тысячи километров. И стар, и млад, на автобусах и машинах. Это воистину народное движение. И началось оно снизу. Да, в последние годы республиканские власти, учитывая массовое скопление людей, подключились к решению организационных вопросов (туалеты, питание, доставка воды и т.д.). А с появлением фонда «Возрождение» святыни Булгара существенно преобразились и пополнились новыми архитектурными жемчужинами и смысловыми центрами притяжения. Однако участие здесь власть предержащих — следствие, а не причина Жиена. Это отклик на потребности и ожидания простых людей.

Люди чувствуют, что Булгар — все больше становится местом духовного единения татарского народа. И то, что муфтии из разных духовных управлений съехались в день Мавлида на эту почтенную землю — тому лишнее подтверждение.

СОБИРАНИЕ НАЦИИ

Последний тренд, который необходимо отметить на примере прошедшего Мавлида — это воссоединение национальной и религиозной жизни татарского народа. Так, сценарий проведения праздника был специально воссоздан в соответствии со старинными татарскими обычаями. И там же, на булгарской земле, муфтий РТ сообщил, что ДУМ РТ для мусульманской общины республики 2014 год объявляет годом возрождения религиозных традиций и обычаев. Подобная инициатива кристаллизует тенденцию последних лет, связанную с желанием преодолеть навязанное части татар арабскими миссионерами примитивное понимание религии, стерилизующее сознание людей от национальной составляющей.

Кстати, Всемирный конгресс татар, в начале своей деятельности позиционировавшийся как исключительно светская организация и в целом дистанцировавшийся от вопросов ислама, в последние годы также стал выразителем данного тренда. Теперь ВКТ ежегодно собирает татарских имамов со всей страны, чтобы с ними сообща содействовать сохранению татарского языка и в целом национального уклада жизни татар.

Вне всяких сомнений, сегодня нам надлежит собирать свою нацию. Все татары без исключения: светские и религиозные, владеющие и не владеющие родным языком — все мы дети одного народа. И потому мы должны научиться преодолевать существующие между нами разломы, не разбрасываться людьми, но беречь каждого, кто любит свой народ. Задача нашего поколения построить Булгар в своей душе — пространство духовности и единения.

Первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр

Материал опубликован на «БИЗНЕС Onlin

Другие журналы

Ислам – религия мира и добра

16 апреля 2012 года 10:23

Бесцельная жизнь

10 апреля 2012 года 17:55
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей