Роль мусульманских организаций в укреплении межнационального мира

01 ноября 2013 года 08:38

«Помогайте друг другу в праведности и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Сура «Трапеза»:2)

Сразу после распада Советского Союза одной из самых главных и обсуждаемых тем, как в России, так и в других странах бывшего СССР, была тема межнациональных и межрелигиозных отношений.

Последние 20 лет над нормализацией межнациональных и межрелигиозных отношений бьются тысячи умов, на это выделяются огромные средства, как от государства, так и от различных фондов. Однако, ситуация по большому счету, остается по прежнему в высшей степени сложной. Более того, за последние несколько лет ситуация только усугубляется. Многочисленные погромы по этническим причинам, националистические марши, террористические акты и убийства, градус нетерпимости в нашем обществе растет.

В последние годы напряженность в сфере межнациональных отношений связана с двумя явлениями: миграционным вопросом и религиозной радикальностью. Так сложилось, что именно эти две темы стали объектом спекуляции со стороны различных нечистоплотных журналистов, политиков и общественных деятелей. В итоге, мы имеем картину, когда все проблемы нашего российского общества принято списывать на мигрантов, мусульман и вообще этнически других. В первую очередь, в этом списывании преуспели лидеры и спикеры оппозиции, которые совершенно несправедливо считают себя либералами. Их имена всем известны, их поступки и речи говорят сами за себя.

По стране открываются различные центры экспертиз и профилактики радикализма и экстремизма, однако ситуацию это не меняет. Более того, деятельность некоторых подобных центров имеет обратный эффект и вместо решения проблем мы получаем их усугубление. Как мне кажется, основная причина такого положения заключается в том, что недостаточно внимания уделяется тем организациям, которые занимаются в нашей стране практической деятельностью, то есть и с мигрантами и с различными радикалами встречаются практически ежедневно. Среди них, конечно же, мусульманские организации: мечети, медресе, общественные мусульманские организации.

Безусловно, за последние годы поддержка со стороны государства мусульманских организаций возросла, во многом благодаря государству они функционируют и развиваются. Это очень радует, однако, на мой взгляд, сегодня недостаточно используется их потенциал в сфере профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Например, вопрос с адаптацией мигрантов, которые в большинстве случаев приезжают в нашу страну из Средней Азии, можно было бы решать задействуя мечети. Конечно, мигрантов, которые плохо знают русский необходимо обучать языку, однако этого мало. Настоящая психологическая адаптация в российской среде может происходить через мечети, которые контролирует татарское духовенство. Мечеть и татары-мусульмане могли бы стать посредниками между мигрантами из Средней Азии и остальным российским обществом. Ведь негативный образ мигрантов, которые пьют, престают к девушкам, дерутся и совершают различные правонарушения, складывается во многом из-за того, что покинув традиционную среду обитания, они оказываются оторванными от своих общин и не готовы столкнуться с соблазнами современного общества. Более того испытывая множество стрессов вызванных миграцией они подвержены опасности радикализации. Все это необходимо учитывать, давая оценку из жизни в России. Мечети же могли бы стать местом их адаптации в российских условиях, смягчения культурного шока, который они порой испытывают приезжая в нашу страну. Однако порой мечетям не хватает человеческих и прочих ресурсов для работы с ними. В этом вопросе нужен комплексный подход: разработка методов работы с мигрантами, вовлечение их в жизнь мусульманских общин, профилактика в их среде радикальных и преступных настроений и т.д.

Схожая ситуация имеется и с борьбой с различными радикальными группами и деструктивными течениями. Именно мечети в первую очередь сталкиваются с этой проблемой, поскольку в первую они становятся объектом экспансии деструктивных радикальных течений. Это касается не только крупных мечетей, это общая проблема традиционного мусульманского духовенства сегодня. Поскольку мечети и медресе являются местом концентрации мусульманской жизни, борьба именно в этом поле определяет будущее российской части мировой уммы. Поэтому для решения этой проблемы на территории всей страны необходима последовательная и целенаправленная поддержка традиционных мусульманских организаций. В конце концов, поскольку именно ислам стал фактором притяжения для значительной части современной молодежи отгородить их от радикализации возможно только предоставив им ту настоящую мусульманскую идеологию, которая имеет созидательный и конструктивный характер, а не тот суррогат, который под видом ислама подсовывают нашей молодежи. То есть формулирование альтернативы тем радикальными течениями возможно только на языке ислама, только через мечети и мусульманские учебные заведения.

Никто лучше самих служителей мусульманских организаций не знает радикалов, поскольку им приходится встречаться и бороться с ними в своей повседневной жизни. Однако нехватка ресурсов порой становится одной из причин, почему традиционные мусульманские организации проигрывают в конкуренции многим радикальным организациям имеющих хорошую материальную базу.

Сегодня, как никогда важно, осознать значение мусульманских организаций в решении межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Это исторический момент для нашего общества, поэтому очень важно не упустить возможность переломить ситуацию.

Илдар Баязитов

Другие журналы

Рафик Мухаметшин: «Почему бы Татарстану не стать крупнейшим центром исламской учености?»

Ректор РИИ о том, кто мог бы возглавить Болгарскую академию, роли Рамзана Кадырова и перспективах...

29 февраля 2016 года 09:27

Межконфессиональный круглый стол: "Перед православными и мусульманами стоит общая задача"

«Единый Бог – единое человечество». Под этим лозунгом в стенах Российского исламского института...

26 февраля 2016 года 13:41

Чему обучать на примечетских курсах и по каким учебникам?

Чему обучать на примечетских курсах и по каким учебникам? Этим вопросом задались участники круглого...

25 февраля 2016 года 17:35

Будет ли считаться грехом, если мусульманин съел харамную пищу, не зная об этом?

Из Коранических аятов и хадисов становится ясным, что употребление дозволенной пищи является очень...

15 февраля 2016 года 14:48
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана