«Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте; а худший из домов мусульман – тот, в котором с сиротой плохо обращаются».
Ибн Маджа со слов Абу Хурайры поведал следующие слова Пророка.
Совсем недавно, 22 ноября 2014 года состоялось событие, которое имеет очень большое значение не только для мусульман Татарстана, но, на мой взгляд, для всей Республики. В этот день состоялся первый заезд в детский приют Тюлячинского района для детей-инвалидов. Среди них инвалиды по зрению, аутисты, дауны, инвалиды с ДЦП – всех их бросили родители.
Открытие этого приюта имеет глубокое символическое значение и должно, я очень надеюсь, стать еще одним шагом в направлении усиления социального служения мусульман нашей Республики.
Социальное служение это не просто красивое словосочетание, которое часто последнее время повторяют представители мусульманского духовенства, а совершенно конкретное дело, большая искренняя работа. Я думаю, для Татарстана вообще характерно наполнять большие и важные лозунги и бренды качественным практическим содержанием. По-другому мы просто не умеем. Любая инициатива должна быть доведена до реализации. Наверное, поэтому в России Татарстан находится в лидерах по очень многим показателям.
Ситуация с исламом в Татарстане также является примером созидательного развития, который можно использовать как универсальную модель для всей России. Можно сказать, что Татарстан это проектная площадка для разработки и реализации самых разных идей, которые могут быть использованы как на федеральном уровне, так и в других регионах страны. То есть Татарстан это один из важнейших регионов в стране, который можно назвать местом сборки, скрепления и укрепления всей России.
Идея активизации социального служения мусульман в целом, и исламского духовенства, в частности, о которой мы довольно много и активно говорим последние несколько лет, важна сегодня потому, что является самым созидательным и актуальным местом приложения усилия для последователей религии Пророка Мухаммада (с.а.в.) сегодня в нашей стране.
Это не просто способ отвлечь мусульман от политизации и радикализации, а, на самом деле, это насущная необходимость времени.
Лично для меня совершенно непонятно как можно заниматься демагогией, втягивать молодежь и более зрелую публику в какие-то исламистско-политические проекты, когда у нас под носом тысячи и тысячи искалеченных судеб, несчастных людей, и что особенно страшно, несчастных детей.
Сегодня в России по разным данным от 650 до 700 тысяч сирот, в годы Великой Отечественной войны сирот было чуть меньше 700 тысяч. Страшно становится от мысли, что современные цифры такие же или даже чуть выше, чем в годы Великой Отечественной.
Еще страшнее становится, когда понимаешь, что 70% процентов из этих детей являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях, отказавшихся от своих детей.
Я не хочу слышать ни о каких политико-религиозных спорах и дискуссиях, когда вижу этих детей. Откровенно говоря, хочется взять каждого демагога, который забивает головы себе и окружающим пустой болтовней о халифате или длине брюк, и заставить мыть туалеты в детских хосписах и больницах. В буквальном смысле ткнуть носом в ту суровую реальность социальной несправедливости, которая окружает нас, и заставить пахать, доказывая свои высокие убеждения.
У такого человека хочется просить: когда твой непосредственный сосед по дому спивается, знакомая стала матерью-одиночкой, на улице ты каждый день видишь беспризорников, а старики оказываются брошенными в домах престарелых, как ты можешь вместо решения этих проблем, заниматься пустой демагогией еще больше усугубляя социальные проблемы в обществе?
Разве то, что мы видим сегодня в нашем обществе, оставляет мусульманам выбор относительно того, на что нам направить основные усилия?
Социальное служение – это не какой-то идеологический проект, это совершенно конкретная практика, совершенно четкая работа, которая является прямым следствием укрепления нашей веры.
Я против политизации религии, превращения ее в идеологию. Ведь, как известно, сама концепция идеологии довольно позднее явление, сформировавшееся в 19 веке. Сам термин «идеология» появился в Европе в конце 18 века и получил свое развитие за последние два века. Никто никогда до того не называл ислам идеологией, потому что ислам это вера (дин), а не псевдо-объяснительная модель направленная на насущные проблемы этого мира.
Прямая горизонталь ислама, которая начинается с рождения человека, не завершается с его физической смерти, а продолжается в мире ином. Поэтому все, что мы делаем в этом мире, направлено на достижение довольства Всевышнего. Идеологизация же превращает все в политику, то есть борьбу за власть в этом мире.
Поэтому исламизм это идеология, и именно поэтому исламизм это о власти в этом бренном мире, а ислам – это о всепроникающей власти Всевышнего во всех мирах. Какой путь должен выбрать мусульманин из этих двух? Ответ, думаю, очевиден.
Так или иначе, идеология это один из вариантов ширмы, которая надевается на глаза остального общества той или иной сильной интеллектуальной группой, способной навязать остальному обществу свои представления и свои интересы.
Таким образом, субъект любой идеологии (либерализма, коммунизма, социализма), то есть тот, кто создал её, это человек, в исламе же субъект это Всевышний, потому что от Его воли появился все, в том числе и ислам, и на Его волю мы ориентируемся.
Идеология же это инструмент политики, то есть борьбы за власть. Так было с момента появления этой концепции, так есть и сейчас.
В этом отношении идеология противопоставляется реальности, и уж тем более противопоставляется такому понятия как вера в божественность. Поэтому исламизм – это идеология, которая создана конкретными людьми с целью решения политических задач.
Мы мусульмане должны думать о довольстве Всевышнего. А Всевышний в Священном Коране нам сказал:
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Аят 135 суры Ан-Ниса («Женщины»).
Нужны ли какие-то еще комментарии к этим словам? Думаю, нет. Нам просто на практике необходимо следовать тому, что было заповедовано Всевышним.
Для того, чтобы нам видеть и чувствовать реальность и те несправедливые вещи, которые в нем происходят, нам не нужны никакие идеологические очки и политические игры. Мы не нуждаемся в выдумывании каких-то новых идеологий основанных на религии или участии в уже существующих идеологических проектах, которые оправдывают те или иные цели, ведь у нас есть просто ислам.
Нам просто необходимо засучив рукава работать в решении многочисленных социальных проблем, потому что это то на что каждый из нас может непосредственно повлиять здесь и сейчас.
Я не случайно начал статью с новости об открытии приюта для сирот, проблеме сиротства, а продолжил вопросом сущности идеологии, идеологизации религии и вопросом ислама как веры.
После прочтение выше приведенного аята Корана, а также хадиса, который я поместил в эпиграф статьи, я хочу попросить читателя мысленно построить у себя в голове простую схему:
Социальная проблема сиротства – идеология – воля Всевышнего о важности справедливости.
А теперь ответьте на простой вопрос: когда мы видим социальную несправедливость и знаем волю Всевышнего (и чувствуем позыв нашей души), нужна ли нам какая-та специальная идеология, чтобы направить свои силы на решения проблемы конкретной этой социальной несправедливости? Конечно же, нет.
Ислам вне политики, потому что он выше политики. Поэтому и нам нет необходимости заниматься политикой, ведь наш взгляд не замыкается на этом бренном мире, а смотрит дальше. Душа же надеется на довольство Того, кто все создал – Всевышнего.
заместитель муфтия РТ, Илдар хазрат Баязитов
О сиротстве, социальном служении и идеологии
08 декабря 2014 года 13:21
Другие журналы
Поездка специалиста Комитета на «Kazakhstan International Halal Expo» в Алматы
19 октября 2012 года 10:43