Последние годы тема восстановления утраченных татарских традиций имеет большое значение. Часто вокруг нее возникает много споров – что считать традиционным, а что нет. Однако один аспект не вызывает никаких вопросов – система махалли, то есть мусульманской общины, бесспорно являлась самой традиционной формой социальной организации татарского народа. Более того, мусульманская община это самая традиционная форма организации общественной жизни для всех исламских народов мира.
Именно поэтому я предлагаю обратиться к этому богатому опыту для рассмотрения возможности использования его на современном этапе развития татарской части мировой уммы.
Конечно, говорить о том, что возможно восстановить общинную систему в том виде, в каком она существовала у татар в 18 или 19 веке, невозможно, однако изучить этот опыт, модернизировать его, рассмотреть, как мусульманские общины работают сейчас за рубежом, можно и нужно.
Наше общество переживает интенсивный процесс урбанизации и ускорения городской жизни. Процессы в обществе происходят быстрее, жизнь стала очень интенсивной, поэтому нам необходимо задуматься о том, чтобы в суете этой жизни не потерять такие важные для нас понятия как духовность и вера.
В прежние годы махалля – это соседская община, выстроенная по территориальному принципу. Однако в современное время только на такой основе построить ее работу сложно.
Сегодня татарские мусульманские общины могут существовать в экстерриториальном виде. Самое главное сохранить основной принцип махалли. Ведь в чем главная характеристика традиционной татарской махалли? Это способ самоорганизации граждан для обеспечения функционирования общины.
В рамках этих общин и формировалась в дореволюционное время национальная благотворительность – когда татарская элита инвестировала в развитие своего народа. Именно татарские купцы и промышленники, то есть предприниматели финансово поддерживали татарские издательства, газеты, мечети, учебные заведения, мечети. Татарские предприниматели финансировали молодых студентов и маститых ученых.
Это естественное состояние народа – когда сами татары берут на себя полную ответственность. При такой ситуации, например, проблемы экстремизма, культурной и физической деградации отпадут сами собой.
Поэтому говоря о возрождении системы махалли необходимо возрождать национальную благотворительность. Именно с возрождением национальной мусульманско-ориентированной благотворительности произойдет возрождение махалли, а за ней и новое возрождение татарской нации. Именно через мобилизацию внутренних финансовых ресурсов татарской нации будет происходить развитие татарской инфраструктуры: учебных заведений, издательств, науки, мечетей, СМИ и т.д.
Неслучайно, что из многочисленной татарской диаспоры лучше всего смогли сохраниться те, кто сумел создать на новых местах систему махалли.
Именно они смогли сохранить свою религию, язык, культуру и в конечном итоге и татарское самосознание. Здесь речь идет в первую очередь о татарах Финляндии и Турции. Сегодня представителям татарских общин из всех регионов России необходимо изучить этот опыт, чтобы применять его у себя. И здесь мусульманское духовенство должно тесно работать с Всемирным конгрессом татар.
Ядром таких общин могут стать работающие вместе мечети и татарские благотворительные фонды, вокруг которых бы формировалась татарская жизнь в разных регионах России и которые объединили бы татарских предпринимателей, татарскую интеллигенцию и татарскую молодежь.
Ведь мечеть традиционно была не только местом исполнения культа, но и центром общественной жизни татарского социума. Неправильно понимать мечеть как храм в христианском смысле этого слова. Мечеть всегда была, есть и будет местом, прежде всего, социальным, важным для многих (не только религиозных) отраслей жизни общества. Поэтому сегодня снова можно сделать мечети такой точкой сборки татарской нации, в которой пересекаются религиозные, социальные, культурные, образовательные и экономические вопросы.
Большое значение в связи с этим играет и роль имама мечети. Ведь имам в современной мечети это не просто администратор, который принимает решения о том, чтобы богослужения проходили по правилам и вовремя. В общем-то, только этими проблемами имамы никогда и не занимались. Если обратиться к истории татарского народа, то в мечетях, которые были центрами жизни общин, имамы выполняли роль лидеров сообществ. К сожалению, сейчас эта традиция разрушена, и многие прихожане мечетей просто не знают, как раньше была устроена приходская жизнь и что такое вообще махалля.
Единственные, кто сейчас может донести людям информацию о том, что у нас была система махалли, рассказать о том, как она функционировала, это имамы. Ведь имамы имеют непосредственный контакт с населением. Притом с населением разным. Соблюдающие мусульмане приходят в мечеть на жомга намаз и на другие намазы и во время проповедей имамы могут рассказать об истории ислама у татар. Но помимо соблюдающих мусульман в мечеть часто приходят и те, кого принято называть этническими мусульманами, они обращаются в мечеть по разным вопросам и имамы тоже должны вести просветительскую работу среди этой группы населения. Кроме того, на мой взгляд, имамам надо чаще покидать мечеть для того, чтобы больше общаться с населением – устраивать встречи с людьми, ходить в школы и предприятия.
Конечно, для того, чтобы вести такую просветительскую работу имамы должны сами быть хорошо образованы. Поэтому в исламский учебных заведениях студентам (будущим имамам) необходимо подробно рассказывать не просто об истории ислама у татар, но и о социальной истории татарского ислама, то есть о том, как была выстроена общественная жизнь вокруг мечетей, о жизни махалли. То есть это должен быть практически прикладной предмет.
Если имам работает в сельской местности или в какой-то исторической мечети в Казани, то ему следует изучить историю мечети и села, чтобы рассказывать населению о том, какая мусульманская жизнь протекала в их районе, селе, мечети в прошлом.
Людям вообще интересна локальная история, история их населенного пункта, их района, поэтому, изучая эту историю, люди смогут понять, как важно возрождать систему махалли.
Сегодня имамы должны прилагать максимальные усилия для участия в жизни татарского народа, пропаганды мусульманских ценностей и помощи в решение тех социальных проблем, которые есть. А спектр социальных проблем широкий – от сохранения и развития татарской культуры и татарского языка до помощи нуждающимся.
Рецепт сохранения татарской нации достаточно прост: ислам, татарский язык и махалля. Ислам – это духовно-нравственная основа татарского народа, которая поддерживает высокую веру, моральные принципы в обществе, семейные ценности и особое мировоззрение. Татарский язык – это культурный инструмент выражения менталитета татарского народа – это язык проповедей и религиозных книг, литературы, театра, СМИ, кинематографа и образования, в общем, всего того без чего не может существовать современная нация. Махалля – это социальный каркас татарской нации, пусть она и будет носить экстерриториальный характер, но у народа должна быть своя социальная организация, которая поддерживает ощущения единства, взаимопомощи и понимания друг друга.
Несмотря на то, что сегодня существуют определенные сложности с популяризацией ислама и татарского языка, тем не менее эти два элемента развиваются, они живы и уже играют значительную роль в жизни татарской нации. Однако система махалли пока в достаточно степени не оценена, поэтому и возникла идея написать работу, посвященную возрождению системы махалли.
Илдар Баязитов
Возрождение махалли
30 апреля 2014 года 14:24
Другие журналы
Профессора после операций говорят больным: «Мы вам все сделали, теперь идите молитесь Богу»
27 апреля 2012 года 16:13